История Самсона в музыке
История Самсона, описанная в Книге Судей (главы 13 – 16 ), является одной из самых увлекательных и романтичных в ТАНАХе. Судья и назорей Самсон жил в эпоху войн израильтян с филистимлянами – народом, пришедшим в Эрец Исраэль с моря и через несколько поколений исчезнувшим, растворившись среди народов Восточного Средиземноморья. Отважный герой, совершивший немало подвигов, трагически гибнет из-за предательства филистимлянки Далилы. Захватывающий сюжет привлекал и продолжает привлекать литераторов, художников и музыкантов. С детства мы помним фонтан в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва» и арию Далилы из оперы Сен-Санса.
Как образ Самсона вошел в музыкальную классику? В период итальянского барокко оратории о Самсоне написали два композитора: в 1695 году Антонио Верачини (1659-1733) – придворный музыкант Виктории Тосканской и дядя знаменитого композитора-скрипача Франческо Мария Верачини; и в 1696 году – Алессандро Скарлатти, основатель Неаполитанской оперной школы. Важно отметить, что оперы в те времена писались исключительно на светские сюжеты, а на библейские сюжеты писались historia sacra – духовные оратории.
В 1732 году классик французского барокко Жан-Филипп Рамо написал музыкальную трагедию «Самсон» по пьесе Вольтера. Премьера спектакля, состоявшего из пролога и пяти актов, была запрещена, партитура впоследствии утеряна, посему нам остался лишь факт написания оперы.
«Самсон» Генделя и «Самсон-борец» Мильтона
В январе 1741 года Гендель поставил в Лондоне свою последнюю, 40-ю оперу и простился с жанром, принесшим ему европейскую славу. С этого момента главным жанром в его творчестве становится оратория. В следующие 10 лет он создает 16 ораторий, причем особо плодотворным стал именно 1741 год – первый в этой декаде. Потратив менее месяца на сочинение «Мессии» – одной из своих лучших ораторий (по сей день самых популярных), Гендель за две недели завершил 1-ю часть «Самсона» (это было 29 сентября), а месяц спустя – и всю ораторию о библейском судье. Затем композитор уехал на гастроли в Дублин, а по возвращении в Лондон отредактировал и переработал партитуру «Самсона». В основе сюжета – четыре главы (13-16) Книги Судей. Премьера состоялась 18 октября в Лондоне, в Ковент Гарден, под управлением автора.
Почти за век до этого сюжет о Самсоне привлек внимание великого английского поэта Джона Мильтона (1608-1674). (О Мильтоне и его поэме «Потерянный рай» мы подробно рассказываем в статье «Сотворение мира».) Идеолог Английской революции, латинский секретарь (почти министр иностранных дел) в правительстве Кромвеля, он потерял все с реставрацией монархии в 1660 году: был арестован, едва не погиб и последние 14 лет провел в одиночестве и нищете. Но именно в эти годы Мильтон пережил невиданный творческий подъем, написав величайшие произведения, в том числе трагедию «Самсон-борец». (Любопытно, что Мильтон, ослепший в 1652 году, пишет трагедию об ослепшем Самсоне, а композитор, написавший по этой трагедии ораторию, ослепнет ровно через 100 лет после того, как ослеп Мильтон – в 1752 году…) В трагедии Мильтона много аналогий между биографиями главного героя и автора: слепота, заточение, физическая немощь, бессилие перед лицом торжествующих врагов, оставивших его в живых из милости, вынужденное бездействие после долгих лет славы, упорной борьбы и побед и даже отголоски разрыва поэта с первой женой. Мильтон дополняет библейскую историю некоторыми подробностями, называя Далилу женой Самсона, называя именем Харафа исполина из Гефа, и, что особо важно, опираясь на традиции древнегреческого театра, он уделяет особое внимание хору, что несомненно роднит драматурга с композитором. Либреттист «Самсона» Ньюберг Гамильтон сохранил большую роль хора. Оратория получилась очень близкой к опере из-за конкретных действующих лиц и последовательно развивающегося сюжета. Ставить оперу на библейский сюжет не разрешалось – так же, как и в другие эпохи, и в других странах. (В Англии, как мы узнаем ниже, запрет действовал до начала 20 века.)
Месть и смерть Самсона. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, 1882
Итак, оратория состоит из трех частей. В первой части скованный и слепой Самсон находится в плену у филистимлян. Завязка драмы – два враждебных лагеря: торжествующие победу филистимляне и угнетенные рабством израильтяне. Во второй части появляются Далила и Харафа. Воссоздается конфликт между героями: столкновение Самсона и Далилы, Самсона и Харафы. Третья часть – трагическая развязка: праздник в честь бога Дагона, подвиг Самсона (сдвигание колонн) и разрушение храма, гибель Самсона и его похороны, торжественный финал.
Открывает ораторию увертюра, которая сама по себе шедевр. Обратите внимание на традиционный для той эпохи «военный марш» во второй части.
В первой части выделяется небольшая ария Самсона Total Eclipse. Закованный в цепи, слепой, одинокий, изливает Самсон свое горе. Поет Марк Ле Брок.
Знаменитая ария Далилы из второй части оратории Let the bright Seraphims. Поет американская оперная дива Кэтлин Баттл, на трубе играет знаменитый джазмен Уинтон Марсалис. Но здесь он играет совсем не джаз!
Хор «Со звездами» из второй части. Английский камерный оркестр, хор «Лондонские голоса», дирижер Раймунд Леппард. https://www.youtube.com/watch?v=eq3NZKugS9o
Траурные фрагменты из третьей части в исполнении Мюнхенского баховского хора и оркестра под управлением великого дирижера, органиста, клавесиниста и исследователя музыки 18 века Карла Рихтера. Солисты – лучшие ораториальные певцы 70-х годов: Алекасандр Янг, Мартина Арройо, Хелен Донат, Шейла Армстронг, Норма Проктер, Джерри Дженнингс, Томас Стюарт, Эцио Фладжелло.
А здесь, в том же исполнении, избранные фрагменты всей оратории.
https://www.youtube.com/watch?v=4rkISEQyW88
«Самсон» – опера Сен-Санса
Существует более десятка опер на сюжет истории о Самсоне, и почти все они не дошли до театральной сцены. Оперу Рамо мы уже упоминали; была еще попытка написать «Самсона» у Йозефа Иоахима Раффа (1822 – 1882), немецко-швейцарского композитора, автора трех опер, 11 симфоний и множества камерной музыки. Успешной оказалась только одна попытка, Камиля Сен-Санса. Но и у его оперы, прежде, чем она вошла в число самых популярных в мире, была тернистая дорога – и на этапе сочинения, и на этапе постановок. В 1867 году 32-летний композитор, занимающий видное место не только во французской, но и в целом европейской музыкальной жизни, начал писать ораторию «Самсон и Далила», справедливо полагая, что с постановкой оперы на библейский сюжет будут проблемы. (Вспомним, что оратории Кариссими, Скарлатти и Генделя не стали операми по той же причине. На дворе уже была середина 19 века, но ситуация не менялась.) В 1869 году кузен Сен-Санса, либреттист Фердинанд Лемер, показал ему либретто и убедил его в оперном потенциале того, что он пишет. К началу франко-прусской войны часть оперы была написана, затем несколько лет композитор не прикасался к партитуре, завершив оперу только к 1876 году. Партитуру увидел Франц Лист, давно и глубоко уважавший Сен-Санса и назвавший его в свое время первым органистом Европы. Он предложил поставить её в Веймаре, где был музыкальным директором при прогрессивном дворе великого герцога. Мировая премьера оперы (с текстом в немецком переводе) состоялась в веймарском Grossherzogliches Theater (ныне Немецкий национальный театр в Веймаре) 2 декабря 1877 года. Дирижировал сам Лист.
Во Франции, из-за библейского сюжета, проблемы с постановкой оперы растянулись на целых 13 лет! В самом начале знаменитая певица и близкий друг Сен-Санса Полина Виардо устроила в своем доме частное представление с участием автора (он аккомпанировал), чтобы заинтересовать Парижскую оперу. Усилия Виардо и Сен-Санса остались безуспешными. Оперу услышали во Франции только в 1890 году, и то не в Париже, а в провинциальном Руане. К тому времени Полина Виардо, которая так долго боролась за постановку, и для которой Сен-Санс писал партию Далилы и которой посвятил оперу, оказалась слишком стара для роли Далилы. Парижская премьера состоялась в театре Эден 31 октября 1890 года. Далилу пела Розина Блох, Самсона – Жан-Александр Талазак. После этого в течение двух лет «Самсон и Далила» была поставлена в Бордо, Женеве, Тулузе, Нанте, Дижоне и Монпелье, и наконец, 23 ноября 1892 года, состоялась премьера в «Гранд-опера». Дирижировал Эдуард Колонн. Он же дирижировал и российской премьерой в Петербурге в 1893 году. В течение 3 лет после премьеры опера была поставлена в большинстве ведущих европейских театров. Однако в соблюдавшем старинные традиции Лондоне постановке оперы препятствовал министр двора лорд Роберт Уинн Каррингтон; она была исполнена в 1893 году в виде оратории, как в эпоху старика Генделя, и только в начале XX века, в 1909 году, была осуществлена театральная постановка. Так же обстояло дело и в Америке: сначала «Самсон и Далила» в концертном (якобы ораториальном) исполнении прозвучала в Карнегги-холле в Нью-Йорке в 1892 году, затем, в 1893 году, была театральная постановка в Нью-Орлеане и только в 1895 году опера была поставлена в «Метрополитене».
Ниже ссылка на фильм по постановке театра «Ла скала» 2002 года. Режиссер Хуго де Ана, дирижер-постановщик – первый израильский дирижер, достигший мировой известности, маэстро Гарри Бертини. Далила – Ольга Бородина, Самсон – Пласидо Доминго. В опере много популярных фрагментов, так называемых «хитов», но главный хит – это вся опера, слушать которую от начала до конца – наслаждение.
И в завершение – ария Далилы Mon coeur s’ouvre à ta voix – одна из самых популярных арий для меццо-сопрано в истории оперы; ее поют все лучшие обладатели этого голоса. Здесь – замечательная Мерилин Хорн в 1983 году, в концерте на сцене «Метрополитена». Дирижирует еще один потрясающий мастер оперы – Джеймс Ливайн.