next perv

Хирбет аль-Раи: Циклаг или не Циклаг?



Как мы уже писали, недалеко от современного израильского города Кирьят-Гат были найдены руины древнего города, который археологи Гарфинкель и Ганор объявили Циклагом – филистимской крепостью, ставшей, согласно Писанию, базой будущего царя Давида, когда то вынужден был бежать от своего тестя царя Шауля.

Стоит, однако, отметить, что на сегодняшний день далеко не все исследователи согласны с этим выводом. Одним из таких скептиков является профессор Бар-Иланского университета Арен Майер, в течение двадцати трех лет руководящий раскопками в Тель эс-Сафи (Гате). «Гипотеза Йоси Гарфинкеля совершенно неприемлема, совершенно невероятна. Для этого вывода нет решительно никаких оснований. Не понимаю, откуда он это взял», – говорит археолог.

Само предположение, что любой археологический сайт непременно упоминается в Библии, является в корне неверной, утверждает археолог, ссылаясь, в качестве примера на Тель Рехов около Бейт-Шаана,  где был найден древний город, не упоминающийся в Писании. Кроме того, говорит Майер, в Библии Циклаг обычно упоминается в контексте, позволяющем предположить, что эта крепость находилось южнее Хирбет аль-Раи.

Правда, впервые Циклаг упоминается в книге Йегошуа, 15:31 в качестве города, доставшегося колену Йегуды, что теоретически позволяет согласиться с идентификацией Гарфинкеля и Ганора: большая часть Филистии вошла в удел Йегуды. Однако согласно Йегошуа, 19:5 Циклаг достался колену Шимона, получившему южную часть удела Йегуды:

И вышел второй жребий Шимону, колену сынов Шимона, по семействам их; и был надел их среди надела сынов Йегуды. И достались в надел им: Беер-Шева, и Шева, и Молада; И Хацар Шуал, Бала и Ацем.  И Элтолад, Бетул и Хорма.  И Циклаг, Бейт-Амаркавот и Хацар-Суса.  И Бейт-Леваот, и Шарухен – тринадцать городов с селами их.  Айн, Риммой, Этер и Ашан – четыре города с селами их.  И все села, которые вокруг этих городов, до Баалат-Беэра, Рамат-Негева, – это надел колена сынов Шимона по семействам их. От участка сынов Йегуды – надел сынов Шимона. Так как участок сынов Йегуды был слишком велик для них, то сыны Шимона получили надел среди их надела.

Йегошуа, 19: 1-9

Поэтому, по словам Майера, с гипотезой Гарфункеля можно согласиться, только если считать всю библейскую географию воображаемой. Если же считать, что она соответствовала реальности, то Циклаг никак не мог находиться в трех километрах от Лахиша, в самом сердце Иудеи.

Лидер «минималистов» профессор Тель-Авивского университета Исраэль Финкельштейн так же отказывается признать, что Хирбет аль-Раи это Циклаг.  «Идентификация любого места, упомянутого в историческом тексте, включая Библию, происходит в соответствии с тремя критериями: географическим контекстом, в котором это место упоминается в соответствующих текстах; хронологическим соответствием между периодом, о котором говорится в тексте, и датировкой артефактов, найденных на сайте; сохранении древнего названия в современных языках, обычно арабском».

В случае с библейским Циклаго, название города не сохранилось. Кроме того, подчеркивает Финкельштейн, анализ текста свидетельствует, что филистинский Циклаг находился не здесь.
«Географически, сюжет о пребывании Давида в Циклаге предполагает место, находящеся на территории Гата, максимально близко к краю пустыни. Хирбет аль-Раи находится слишком далеко от пустыни, в самом сердце Иудейского предгорья», – говорит профессор.

Кроме того, в Писании о Циклаге сказано: «И дал ему Ахиш в тот день Циклаг; поэтому принадлежит Циклаг царям Иудейским до сего дня» (Шмуэль I, 27:6). По мнению Финкельштейна, это позволяет предположить, что на момент написания этого текста (предположительно, VII век до н.э.) Циклаг был предметом спора между Иудеей и филистимлянами, поэтому евреям нужно было обосновывать свое «историческое право» на эту крепость. Такой спор никак не мог идти о месте недалеко от Лахиша, второго по важности города Иудеи! Кроме того, в Йегошуа, 15:21 Циклаг упоминается в числе городов Негева, а не Иудейского предгорья. Словом, подчеркивает Финкельштейн, Хирбет аль-Раи никак не может быть Циклагом.

Несмотря на критику со стороны коллег, Гарфинкель и Ганор продолжают настаивать на своей версии. При этом, по словам Гарфинкеля, гипотеза, что Хирбет аль-Раи это Циклаг, возникла у них только в процессе раскопок – приступая к работе, археологи не собирались искать именно эту крепость.

«Я оказался здесь по одной единственной причине: на поверхности была найдена керамика, как в Хирбет Каяфе. Я понятия не имел, что ниже обнаружится филистимский слой», – говорит археолог. В Хирбет Каяфе, в тридцати километрах югозападнее Иерусалима, Гарфинкель нашел еще один укрепленный иудейский город, который ученый считает библейским Шаараимом.

Поскольку керамика времен царя Давида позволяла предположить, что в этом месте могут быть и другие артефакты той же эпохи, Гарфинкель начал раскопки. Обнаружив несколько монументальных зданий и множество артефактов в филистимском слое XII века до н.э.,  археолог пришел к выводу, что это место интересно не только в связи с Давидом, но и как большой и важный филистимский город.

Раскопки в Хирбет аль-Раи продолжаются. Хочется надеяться, что новые находки со временем помогут окончательно подтвердить или опровергнуть циклагскую гипотезу.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.