next perv

Грамотность древнего Израиля: шомронские остраконы и современные технологии



Изучение шомронских остраконов VIII века до н.э., предпринятое с помощью современных технологий, позволило получить новую важную информацию об уровне грамотности и количестве писцов в библейском Израиле. Об этом сообщают газеты The Times of Israel и Haaretz.

Шомронские остраконы, количеством около ста, были найдены еще в 1910 году в ходе раскопок в древнем Шхеме, в куче строительного мусора. Черепки были покрыты надписями, сделанными древним еврейским письмом, сообщающими о доставке вина или масла. Эта важная находка позволила лингвистам сделать несколько ценных открытий, касающихся разговорного и письменного библейского иврита.

Недавно группа ученых из Тель-Авивского университета предприняла новое исследование остраконов, результаты которого были опубликованы в статье «Алгоритмическое исследование рукописных надписей из Шомрона  проливает свет на работу бюрократического аппарата библейского Израиля». Исследователи попытались установить, сколько писцов писало на этих черепках. Для этого был разработан специальный, не имеющий аналогов алгоритм, сочетающий анализ изображений с последними техниками компьютерного анализа.

«Насколько известно, это первая попытка оценить наиболее вероятное количество писцов с помощью классических палеографических и компьютерных средств», – пишут исследователи.

Новое исследование шомронских остраконов, предпринятое командой физиков, математиков и археологов, позволило им выдвинуть гипотезу, что в VIII веке до н.э. искусство письма было достоянием, преимущественно,  ограниченного круга лиц, состоящих из небольшого количества писцов, связанных с бюрократическими центрами Северного царства. В проекте участвовали докторант математической школы Тель-Авивского университета Шира Файгенбаум-Головин;  математики др. Арье Шаус, Барак Собер и проф. Эли Туркель; физик Эли Парицкий и ведущий израильский археолог проф. Исраэль Финкельштейн.

«Результату нашей работы указывают на ограниченное распространение грамотности в Израиле VIII века до н.э.», – пишет Парицкий в университетском пресс-релизе.

Как уже было сказано, речь идет о ста с лишним глиняных черепках,  содержащих короткие надписи на библейском иврите. Эти бесценных артефакты хранятся в Стамбульском археологическом музее. Остраконы были подробно описаны еще в 1910 году экспедицией Гарвардского семитского музея (Harvard Semitic Museum). Новое исследование было основано на сканах оцифрованных и дигитально обработанных гарвардских негативах. По словам Финкельштейна, в будущем исследователи надеются сфотографировать остраконы с помощью специальной техники, что позволит лучше понять надписи. В прошлом использование этой техники для создания изображений «чистых» черепков помогло восстановить утраченные тексты.

Короткие надписи на шхемских черепках VIII века до н.э., обычно касаются товаров – что в сосуде, кому принадлежит, откуда и т.д. Так же сообщается, когда (т.е. в какой год правления того или иного царя) товар был доставлен в город. К примеру, остракон №14 гласит: «В 9 год Аз[…]та Паран Шмарьягу – кувшин старого вина»; остракон №18 – «в десятый гот от Хацерота Гадиягу – кувшин масла».

Благодаря этим лаконучным надписям, редким образцам палео-ивритского шрифта, лингвисты установили, что оставившие их говорили на т.н. северном диалекте библейского иврита, отличавшемся от разговорного языка Южного царства (Иудеи). Хотя это был один язык, в двух диалектах некоторые слова произносились по разному, и использовались различные речевые конструкции. Кроме того, эти надписи содержали важные сведения о торговле и сельском хозяйстве того времени.

Исходя из формы написания букв, ученые датировали черепки первой половиной VIII века до н.э., возможно, годами правления израильского царя Яровама II. Это было время экономического процветания Северного царства, продолжавшаяся вплоть до ассирийского завоевания.

Для нынешнего исследования были использованы данные компьютерного анализа 39 черепков.  Как объяснил Финкельштейн, эти остраконы были отобраны, поскольку содержали больше всего читаемых букв. Исследовали работали с 31 черепком; еще 8 было использовано для сравнения. Результаты были сравнены с данными, полученными в 2016 году в ходе изучения 6 черепков из крепости Арад.

Алгоритм обработки состоял из трех этапов: восстановление букв на черно-белом изображении остракона с помощью компьютеризированной полуавтоматической реконструкционной процедуры; сбор информации об особенностях букв – форма, расстояние между строчками, и т.д.; и, наконец, сравнение различных пар черепков, чтобы определить вероятность, что надписи на них были сделаны одной рукой.

В результате было установлено, что надписи на 39 черепках были выполнены всего лишь двумя писцами. Как полагают исследователи, эта информация помогает понять, как был устроен бюрократический аппарат Израильского царства.  «Если все изученные шомронские тексты были написаны одновременно и только двумя писцами, и если эти писцы находились в Шомроне, а не в провинции, возможно, речь идет о дворцовых чиновниках на пике израильского благосостояния», – говорит Финкельштейн.  По словам археолога, хотя все черепки были найдены в Шомроне, продукты, несомненно, были посланы из деревень или царских имений, находившихся вокруг столицы.  И если бы в этих деревнях были свои писцы, то логично предположить, что надписи на остраконах были бы сделаны больше, чем двумя лицами. (Если, конечно, относительно небольшую выборку из 39 единиц можно считать репрезентативной).

В ходе изучения остраконов из Арада (VI века до н.э.)  было установлено, что они были надписаны четырьмя-шестью лицами. Наряду с другими надписями, сделанным, преимущественно,  на артифактах того же времени, это позволило предположить, что древнее израильское общество было относительно грамотным.

По словам Финкельштейна, само по себе обилие материальных свидетельств не может быть единственным критерием уровня грамотности той или иной эпохи. «Известно гораздо больше остраконов, написанных ок. 600 до н.э., просто благодаря многочисленным раскопкам в Иудейской пустыне, где климатические условия гораздо больше способствуют сохранению черепков», – говорит профессор.  Поэтому этих данных недостаточно, чтобы однозначно утверждать, что Иудея VI века до н.э. была грамотней Израиля VIII века до н.э.  Тем не менее, то, что 39 надписей в большом столичном городе было выполнено всего лишь двумя писцами, в сочетании с весьма небольшим количеством надписей в других местах, позволяет осторожно предположить, что в обсуждаемую эпоху умение писать было привилегией, преимущественно, придворных кругов и чиновников.

Евгений Наумов

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.