next perv

Гетто и венецианская политика



В 2021 году издательство “Эксмо” выпустило книгу Кэтрин Флетчер “Красота и ужас. Правдивая история итальянского Возрождения”. Предлагаем нашим читателям отрывок из этой книги.

 

Если некоторым войны открывали новые возможности обрести богатство и власть, то другим приходилось бежать и отправляться в изгнание. После поражения в войне 1509 года Венеция утратила территории на материке. Многочисленные беженцы укрылись на прибрежном архипелаге города. Среди них были и евреи, которые заметно воспряли духом после падения правителя, который ранее запрещал им постоянно жить в Венеции. Но юридические изменения оказались противоречивыми. Когда война закончилась, христианские проповедники снова стали призывать к ограничениям. В 1515 году они предложили поселить евреев на одном лишь острове Джудекка. Другие требовали полного изгнания.

Евреям было позволено жить в Венеции с конца XIV века. Тогда ограничения на ростовщичество ослабели, и евреи-менялы – обычно мелкие, более похожие на сегодняшних держателей ломбардов, чем на коммерческие данки, – предлагали жителям города скромные потребительские займы. Христианам было запрещено заниматься ростовщичеством, что не помешало созданию крупных коммерческих банков (надежда на прибыль перевешивала потенциальное беспокойство о спасении души). Но христианские банки не обеспечивали полный диапазон потребительских услуг – не обслуживали они, к примеру, крестьян, которым нужно было заранее покупать семена, а затем расплачиваться деньгами, полученными от реализации урожая. И тут на помощь приходили евреи. Евреям были запрещены многие профессии, из-за чего многим приходилось торговать подержанными вещами. Их не принимали в гильдии и христианские братства, которые обеспечивали социальные и профессиональные связи.

Закон также позволял евреям лишь приезжать в Венецию, но не жить здесь постоянно. Евреям было запрещено останавливаться в городе больше чем на пятнадцать дней (хотя на практике этот закон можно было обойти). Так, в 1516 году было принято решение выделить в Венеции определенный район, где могли бы жить евреи. Так появилось венецианское гетто. Это был компромисс между полной свободой проживания после 1509 года и полным запретом постоянного жительства в Венеции, который существовал до 1509 года. Еврейская община сумела выторговать определенное смягчение первоначально предложенных условий – например, евреи добились более длительного открытия ворот гетто и разрешения для еврейских врачей покидать его территорию в те часы, когда это было необходимо их пациентам. С одной стороны, гетто позволило евреям постоянно жить в городе. При этом все они, за исключением немногих особо привилегированных, обязаны были носить желтые шляпы или нашивки. С другой стороны, когда вечером ворота запирались, гетто превращалось в настоящую тюрьму.

Главная площадь венецианского гетто. Современный вид

Изгнание и бегство на протяжении веков были для евреев нормой жизни – и на Апеннинском полуострове тоже. Единственным исключением была Сицилия, где евреи жили более тысячи лет. В XIV–XV веках на Сицилии насчитывалось от 30 до 35 тысяч евреев, больше, чем на всем Апеннинском полуострове, где их было 25–30 тысяч на 8–10 миллионов человек. Изгнания и преследования в других уголках Европы приводили к периодическому увеличению численности. Из Германии евреи бежали после эпидемии Черной смерти, из Франции их изгнали в 1394 году. Во второй половине XV века евреев изгоняли из разных итальянских городов, в том числе и из окрестностей Венеции: Тревизо, Виченцы, Фельтре, Чивидале-дель-Фриули и Удине. Некоторые евреи, изгнанные из Испании в 1492 году, тоже перебрались в Италию, хотя точное их количество определить сложно. Кто-то отправился в Португалию (поначалу евреев там принимали довольно радушно), но в 1536 году, когда и здесь появилась инквизиция, им пришлось искать убежища в других краях. Насколько нам известно, большая часть испанских евреев предпочла перейти в христианство, чтобы не покидать родину. И после 1492 года поток беженцев в Италию возрос незначительно.

Впрочем, и в новых краях евреи сталкивались с откровенной враждебностью. В 60-е годы XV века итальянский художник Паоло Уччелло, который работал при разных итальянских дворах, написал цикл антисемитских фресок для монастыря Тела Христова в Урбино. На них еврейский купец осквернял христианскую гостию (этот хлеб в христианской традиции символизирует тело Христово). В 1475 году по обвинению в ритуальном убийстве была арестована вся еврейская община северного города Тренто (Трент). Мужчин приговорили к смерти. Здесь и в других местах обвинители умело использовали новую технологию книгопечатания. Такие «кровавые наветы» лежали в основе религиозного антисемитизма. Евреев считали приспешниками дьявола, убийцами Христа (и неважно, что смертный приговор подписал римский наместник). Принадлежность к еврейству стала считаться врожденной и наследственной, поэтому в Испании были приняты законы «чистоты крови». До появления книгопечатания враждебное отношение подогревали проповедники. В 1488 году во Флоренции вспыхнули беспорядки, поводом для которых стала проповедь францисканского монаха Бернардино да Фельтре. Властям пришлось действовать сурово. Во имя сохранения социального порядка Бернардино изгнали из города. В 1496 году евреев изгнали из Павии в герцогстве Миланском. В Страстную пятницу 1509 года в Венеции проповедник заявил, что «будет законно лишить евреев всех их денег и не позволять им жить». Венецианское гетто стало компромиссом, но дебаты, которые велись в Совете по поводу прав евреев, показывают, насколько сильна была враждебность. Евреи «вырывали хлеб изо рта христианских старьевщиков» и «мошенничали» при выдаче займов. Тем не менее члены Совета были готовы защищать их, потому что ростовщические услуги евреев были необходимы городу. Точно такое же отношение было и к проституции.

В разных итальянских городах к еврейским иммигрантам относились по-разному. Генуя и Милан вовсе не впускали их, Флоренция и Венеция принимали беженцев, хотя прием этот трудно было назвать теплым и сердечным. При папе Александре VI в Риме евреев преследовали, чтобы конфисковать их деньги (об этом писал флорентийский наблюдатель) и укрепить отношения с Испанией (по словам наблюдателя из Венеции). У евреев были веские основания перебираться в определенные места. Так, например, они предпочитали хорошо укрепленные крепостные города (во время войны евреи рисковали гораздо сильнее, поскольку у них всегда имелись наличные деньги), а также монархии, а не республики (завоевать благосклонность одного монарха было проще, чем целого выборного совета). И все же в Италии велись ожесточенные споры, как решить «проблему» потребности в еврейских финансовых услугах – а они были необходимы, поскольку христианам заниматься ростовщичеством было запрещено. Отчасти проблема была решена фондами Monti di Pieta («Горы милосердия»). В этих фондах бедные люди могли одолжить небольшие суммы под невысокий процент. Латеранский собор благословил развитие этой системы, и в 1526 году такой фонд появился и в Риме. Однако деятельность этих институтов была ограничена: заемные средства нельзя было использовать в коммерческих целях, а вкладчики не могли получать проценты. В целом ростовщическая роль евреев делала их очень уязвимыми для обвинений в финансовой эксплуатации бедных христиан.

Лишь немногие еврейские интеллектуалы смогли сделать успешную карьеру в Италии. Иегуда Абарбанель, известный как Леоне Эбрео (Лев Еврей), родился в Лиссабоне между 1460 и 1465 годами. Отец его был королевским казначеем (в те времена евреи могли занимать подобное положение). Когда же его обвинили в заговоре против короля, семье пришлось бежать в Севилью, где Леоне выучился на врача. В 1492 году Леоне отказался крестить сына, их разлучили, ребенка насильно крестили, а Леоне бежал в Неаполь. Здесь он продолжил заниматься медициной (среди его пациентов были испанский вице-король и кардинал Раффаэле Риарио) и начал интересоваться философией. После французского вторжения 1495 года Леоне снова бежал, на сей раз в Геную, где начал работать над самым известным своим трудом «Диалоги любви» (Dialoghi d’Amore), в котором исследовал отношения Бога, вселенной и человека через концепцию космической любви. Хотя в некоторых изданиях «Диалогов» утверждалось, что Леоне принял христианство и использовал идеи христианских и языческих философов (избегая прямой критики христианской доктрины), книга эта примечательна тесной связью с еврейской традицией. В христианских интеллектуальных трудах ее восприняли как литературу светскую – еврейскими элементами при чтении пренебрегали, обращая основное внимание на идеи Платона и Аристотеля. Книга выдержала множество изданий, была переведена на разные языки. Цитаты из «Диалогов» можно найти в «Дон Кихоте» Сервантеса.

Венеция была главным центром печати еврейских книг. Иудейские и христианские мыслители тесно сотрудничали – не в последнюю очередь из-за интереса христианских гуманистов к переводу Библии. Когда Генрих VIII начал искать толкователей Ветхого Завета, чтобы обосновать свой развод, он сразу же отправил своих агентов в Венецию. Они добивались от венецианских властей разрешения не носить желтую шляпу для еврейского ученого Якоба Мантино – в надежде на его помощь. На такую же помощь рассчитывал венецианский дипломат (а позднее кардинал) Гаспаро Контарини, когда в 1525 году называл тираническим отношение испанской инквизиции к обращенным евреям. Его брата Андреа арестовали в Испании за попытку вывоза священных книг с комментариями раввина – в Кастилии такие книги были запрещены[447]. Так была ли Венеция «толерантной»? Венецианцам не нравилось вмешательство чужаков в их дела, будь то испанцы или папа. Но были и более прозаические объяснения: город всегда ценил коммерцию – хоть книгопечатание, хоть другие занятия. Изгнание евреев из Испании привело к появлению диаспор в различных портовых городах Средиземноморья, и Венеция могла пользоваться личными связями евреев для развития собственной торговли.

Книгу Кэтрин Флетчер “Красота и ужас. Правдивая история итальянского Возрождения” можно приобрести в интернет-магазинах Лабиринт и ЛитРес.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.