next perv

Еврейские профессии. Штадлан



Веками евреи жили под властью других народов, и полностью зависели от благосклонности местных властей. Соответственно, им нужны были специальные переговорщики, умеющие разговаривать с начальством, пользующиеся его уважением (благодаря своему богатству, образованию и т.д.) и готовые хлопотать за еврейскую общину или отдельных евреев: добиваться отмены невыгодных для евреев мер, просить о снисхождении или помиловании, и т.д. Таких людей стали называть штадланами (ходатаями).

Первом штадланом в истории был, видимо, еврей Мордехай, ставший визирем персидского царя Ахашвероша, и использовавшего свое положение в интересах своих соплеменников:

Мордехaй иудей был вторым по царе Артаксерксе и великим у иудеев и любимым у множества братьев своих, ибо искал добра народу своему и говорил во благо всего племени своего.

Книга Эстер, 10:2

Позже многие общины имели профессиональных штадланов, получавших деньги за и на свою деятельность. На их содержание порой вводились специальные внутриобщинные налоги. Однако довольно часто соответствующие обязанности добровольно брали на себя влиятельные евреи, снискавшие расположение власть имущих: придворные врачи, банкиры, богатые евреи и т.д.

Обер-гоф-фактор Липман, в просторном бухарском халате и ермолке, едва прикрывавшей его большую лысую голову, сидел, развалясь в кресле у окна, на солнышке…

Шлепали туфли Авраама. Липман насторожился.

– Реб Исаак, вы не спите? – тихо спросил с порога приказчик.

Липман повернулся к двери.

– Ну, кто там?

Из-за авраамовых плеч он увидел черноволосого Вульфа, сына Боруха.

– Это ты, Вульф? Входи! Что скажешь?

– Беда, реб Исаак!

– Что такое? – встрепенулся Липман. – Что-нибудь с ним? – не называя Боруха по имени, спросил он.

– Да, – печально ответил Вульф. – Ко мне сейчас пришел сенатский копиист Хрущ. Я его уже два раза поил, чтобы он передавал мне все. Так он говорит, Юстиц-Коллегия отказывается писать сентенцию, говорит – дело еще не выяснено… Хочет, чтобы отца пытали…

Предстояло неотложное дело.

– Аврум, беги, скажи, чтоб сейчас же запрягали лошадей: я поеду к герцогу! Скорей!

Леонтий Раковский, Изумленный капитан

Главным орудием штадланов были их неформальные связи в коридорах власти. Хорошо помогали и обычные взятки. К примеру, в 1827 году русские евреи собрали огромную сумму, чтобы не допустить принятия указа о рекрутской повинности:

Секретно

 Его Императорскому Высочеству,

Государю Цесаревичу Великому

Князю Константину Павловичу

 Генерал-адъютанта Бенкендорфа

Рапорт

 Начальник IV округа корпуса Жандармов, Генерал майор Родзянко, уведомил меня, что в первых числах декабря с.г., приезжал в город Херсон бердичевский раввин Айзик, для сбора с богатых Евреев складочных денег, в распоряжение Еврейских депутатов, находящихся в С.-Петербурге, и требующих, от живущих в разных местах России Евреев капитала в 100 000 рублей для обработания какого-то дела; и что сей сбор производится тремя человеками, посланными в разные губернии с книгами.

В XIX – начале XX века в России в роли штадланов нередко выступали представители богатых столичных семей, например, бароны Гинцбурги – богатейшее семейство банкиров и владельцев золотых приисков, активно участвовавшее в еврейской жизни и жертвовавшее огромные суммы на благотворительность. Благодаря богатству Гинцбурги были вхожи в самые высокие кабинеты.

Министр внутренних дел Игнатьев был инициатором нового антиеврейского законодательства, вошедшего в историю как “Майские правила” (приняты правительством 3 мая 1882 года). Предыстория “Майских правил” такова. В 1881 году после убийства императора Александра II по черте оседлости прокатились погромы. Многие считали, что они инспирированы правительством, опасавшимся вспышки революционного движения. Погромов было так много, что Александр III предложил Игнатьеву заняться расследованием их причин и выработать предложения по предупреждению подобного в будущем. Граф подготовил доклад, из которого следовало, что в погромах виноваты… сами евреи, которые якобы беспощадно эксплуатируют крестьян. Поэтому предлагалось выселить евреев из деревень (идея, заметим, не новая). Министр не жаловал евреев, но очень любил деньги, которых ему всегда не хватало. Поэтому прежде чем нести доклад царю, Игнатьев показал его Гинцбургу и намекнул, что за два миллиона рублей (по другим источникам – за миллион) он может быть совершенно изменен. Барон не сумел достать неслыханную сумму, но все же за меньшую взятку (около ста тысяч рублей) закон был несколько смягчен.

Михаил Бейзер, Евреи в Петербурге

С появлением публичной еврейской политики для сионистов и других еврейских националистов слово «штадлан» стало бранным: от еврейских депутатов и лидеров требовали, чтобы они отказались от закулисных ходатайств и тайных переговоров, но смело заявляли со всех трибун о еврейских национальных правах. Однако на практике евреям все равно приходилось прибегать к традиционным методам – как, например, в феврале 1915, когда еврейские депутаты Думы Бомаш и Фридман конфиденциально встретились с премьером Горемыкиным, и просили его унять антисемитизм российских военных:

Н.М.Фридман: Представляет членов депутации. Горемыкин усаживает и предлагает курить.

Цель нашего посещения ознакомить высшее правительство с положением еврейского населения в Польше.

Горемыкин: Знаю, знаю… печальное положение…

Н.М.Фридман: Да, Ваше Высокопревосходительство, но из последнего заседания Гос. думы я вынес впечатление, что правительство не вполне осведомлено о действительном положении дела.

Горемыкин: Как же, я знаю. Происходят погромы, расхищают имущество, выселяют, но что же я могу с ними поделать.

Н.М.Фридман: Все же я полагаю, что Вы, как глава правительства…

Горемыкин: Глава правительства…, глава правительства…, но что же я могу…

Стенограммы встреч министров русского правительства с представителями еврейской общественности в 1915 г.

 

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.