Еврейские профессии. Клезмер (музыкант)
Монашества у евреев не было отродясь; к идейным холостякам и старым девам и общество, и закон относились крайне неодобрительно. Поэтому практически все евреи рано или поздно вступали в брак (часто не по одному разу, из-за высокой смерности и довольно частых разводов). Соответственно, свадеб играли много, а какая же свадьба без музыки?
Обычно на еврейских свадьбах играли музыканты-самоучки, которых называли клезмерами. Чаще всего они выступали небольшими ансамблями из трех-пяти музыкантов. Главным в этом ансамбле был скрипач, которому могли аккомпанировать цимбалы, контрабас, кларнет, труба, флейта и/или барабан.
Практически никто из клезмеров не знал нот. Играли по слуху, постоянно импровизируя. Для своих композиций клезмеры охотно заимствовали украинских, цыганские, бессарабские и другие мелодии.
Мой отец был музыкант-самоучка. Звали его Клезмер Мойте дер тыйбер, что в переводе означало «глухой музыкант». Он состоял в так называемой «компании музыкантов”, которая обслуживала свадьбы всего округа. Вся „компания” состояла из одних наших родственников. Хотя мой отец плохо слышал, он чисто играл на разных инструментах и постоянно занимался аранжировкой песен и танцев для этого состава „оркестра”, который состоял из двух скрипок, контрабаса, кларнета, трубы, тромбона и большого барабана. Мой отец даже сочинил пьесу, которая называлась Базецн ди кале . Эта пьеса исполнялась на кларнете, под аккомпанемент тремоло остальных инструментов. Она предназначалась невесте, когда она по обряду должна была прощаться со своими подружками. Играл ее обычно мой дядя на кларнете, при этом играл так вдохновенно, что вызывал слезы слушающих: все женщины вместе с невестой плакали навзрыд. Эта песня как бы рассказывала о том, какая трудная жизнь ожидает невесту в замужестве (нищета, куча детей, обреченных на жалкое существование).
Марк Резников. Воспоминания старого музыканта
Клезмерские ансамбли играли не только на свадьбах, но и на бар-мицвах, балах, праздничных гуляньях, ярмарках… Нередко их приглашали к себе местные помещики, военные и чиновники. «Знаменитый еврейский оркестр – четыре скрипки, флейта и контрабас» из «Вишневого сада» Чехова – наверняка клейзмеры.
Большинство клезмеров, естественно, выступали в местах компактного проживания евреев. Однако некоторые, в поисках заработка, оказывались в самых неожиданных местах, вроде захолустного русского города Тихвина:
Из другой инструментальной музыки я ничего не слыхал в Тихвине; там не было ни скрипачей, ни виолончелистов любителей. Тихвинский бальный оркестр состоял долгое время из скрипки, на которой выпиливал польки и кадрили некий Николай, и бубна, в который артистически бил Кузьма, маляр по профессии и большой пьяница. В последние годы появились евреи (скрипка, цимбалы и бубен), которые затмили Николая с Кузьмой и сделались модными музыкантами.
Николай Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни
На традиционных еврейских свадьбах клезмеров можно услышать и сегодня. Вместе с тем клезмерская музыка давно стала самостоятельным музыкальным жанром, популярным не только на еврейской улице. Клезмеры регулярно выступают в клубах и концертных залах. В Цфате каждое лето проходит фестиваль клезмерской музыки, привлекающий множество слушателей и лучших представителей этого направления.