Еврейская молитва. Часть V. Куда поворачиваться во время молитвы?
Вопрос о том, в каком направлении нужно молиться, подробно разбирается уже в Талмуде:
Находящийся за границей обратится к Стране Израиля, как сказано: “и будут молиться Тебе, обратившись к стране своей” (Млахим I, 8:48). Находящийся в Стране Израиля обратится к Иерусалиму, как сказано: “и будут молиться Господу, обратившись к городу, который Ты избрал” (там же, 8:44). . Находящийся в Иерусалиме обратится к Храму, как сказано: “и будут молиться к дому этому” (Диврей ѓа-ямим II, 6:32). Находящийся в Храме обратится к Святая Святых, как сказано: “и будут молиться к этому месту” (Млахим I, 8:35). Находящийся в Святая Святых обратится к крышке Ковчега. Находящийся за Ковчегом пусть считает, что он находится перед Ковчегом, [и обращает к нему лицо при молитве.] Выходит так, что находящийся на востоке обращается к западу, [находящийся] на западе обращается к востоку, [находящийся] на юге обращается к северу, [находящийся] на севере обращается к югу. Выходит так, что весь Израиль обращается [при молитве] к одному месту.
Брахот, 30а
Если человек не знает или не может сообразить, где какая сторона света, или где он находится относительно Иерусалима, он должен мысленно обратиться к Святая Святых Храма.
На одну из стен квартиры многие евреи вешали (а кое-кто вешает до сих пор) мизрах («восток») – вырезку или картинку с еврейским сюжетом, указывавшую, в какую сторону нужно повернуться во время молитвы. Некоторые вырезки являются подлинными произведениями искусства.
В ту же зиму, под праздник Хануки, приехал к нам Лифшиц из Глубокого с новостью – в доме у него завелся бес, “домовой”, который отравляет ему существование. Вначале этот бес, рассказывал Лифшиц, только потешался над ним – каждую ночь перелистывал фолианты талмуда, рвал молитвенники, библию, переворачивал тарелки в буфете, бил горшки, кидал в помойную лохань мешочек с филактериями и разрисованный мизрох.
Шолом-Алейхем, С ярмарки
Мизрах. Музей и центр толеранности, Москва