next perv

Еврейская молитва. Часть II. Появление обязательного богослужения



Несмотря на то, что многие герои Писания обращались к Богу с молитвой, обязательных молитв (в отличие от жертвоприношений) в библейские времена не было. Человек молился, когда/если считал нужным; каждая молитва была личной импровизацией, как по форме, так и по содержанию.

В эпоху II Храма ситуация изменилась. Тогдашние религиозные лидеры постановили, что каждый еврей должен молиться несколько раз в день, и приступили к стандартизации еврейского богослужения.

В религиозной еврейской литературе эта реформа связана с именем Эзры и его соратников:

После того как Израиль был изгнан во времена злодея Навуходоносора и смешались они с персами, греками и другими народами, родились у них дети в странах изгнания. Язык тех детей исказился и смешался со многими языками. И вышло, что когда говорил человек, не мог он произнести все на одном языке, разве что с ошибками, как сказано: «А дети их не говорят по-иудейски — наполовину говорят по-ашдодски и на языках других народов». Поэтому когда один из них молился, не мог он подобрать слов, чтобы попросить о своих надобностях или прославить Святого, благословен Он. Когда Эзра и его суд увидели такое, они установили восемнадцать благословений, в таком порядке: три первые – прославление Господа, три последние – благодарность, а средние – просьбы о разных вещах, в которых нуждается каждый человек и в которых нуждается все общество, – чтобы были эти слова готовы для каждого и их можно было быстро выучить. И чтобы эта молитва косноязычных стала совершенной молитвой, подобной молитве тех, кто говорит чисто. И ради этого установили все благословения и молитвы для всего Израиля – чтобы всякое благословение ясно звучало и в устах косноязычных.

Рамбам, Мишне Тора, Законы молитвы, 1:2

Вплоть до падения Иерусалима в 70 году н.э. Храм и храмовые жертвоприношения оставались центром еврейской религиозной жизни. Поэтому неудивительно, что количество и время обязательных молитв были установлены в соответствии с храмовыми ритуалами:

И постановили, чтобы число молитв было равно числу жертвоприношений: две молитвы каждый день по числу двух ежедневных приношений. Во все дни, в которые есть дополнительная жертва (мусаф), установили третью молитву в соответствии с жертвой мусаф… И постановили, чтобы читал человек одну молитву ночью, потому что части жертвенных животных из послеполуденного приношения сжигают всю ночь.

Там же, 5-6

Древнейшее упоминание о молитве три раза в день мы находим в книге Даниэля, которую многие исследователи датируют II веком до н.э.:

А Даниэль, когда узнал, что подписан этот указ, пошел к себе домой. А у него наверху были открыты окна в сторону Иерусалима, и три раза в день, преклонив колени, молился он и славил Бога.

Даниэль, 6:11

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.