Еврейская демонология. Глава 4. Демоны в литературе эпохи II Храма
В последние века до н.э. в еврейской ангелологии и демонологии происходят колоссальные изменения (по крайней мере в определенных кругах). В этот время еврейская религия, сохраняя свой монотеистический характер, приобретает ряд характерных черт дуалистических религий, в которых Бог и силы добра и света противостоят, на небе и на земле, силам зла и тьмы. Скорее всего, это связано с влиянием персидской религии с ее противостоянием доброго бога Ормузда и злобного божества Аримана. В то же время еврейский «дуализм» мобилизовал собственные древние ресурсы. В результате получилась новая, гораздо более развитая еврейская демонология.
Библейские персонажи, обладавшие в Писании лишь «демоническим потенциалом» (например, Сатан) разрослись и превратились в воплощение существующих в мире сил зла и тьмы. В эту эпоху нечистые духи так же приобретают главу (князя). Чаще всего в этой роли выступал Белиал (см. ниже), однако иногда князь демонов носил имя Сатан, Мастема или какое-либо другое.
Духи зла боролись за душу человека: в этот период многие полагали, что задача демонов – не причинять людям вред, но искушать их и сбивать с пути истинного. Поэтому при чтении многих текстов невозможно с уверенностью сказать, о чем идет речь – о демоне, являющемся внешней силой по отношению к человеку, или же о душевных качествах.
Белиал. Как мы уже сказали, в роли главы демонов часто выступал Белиал (Белиар), упоминаемый в Книге Юбилеев, 15 (необрезанные язычники названы сынами Белиара), свитках Мертвого моря, Завещании двенадцати патриархов:
Блуд сгубил многих, ибо стар ли кто, знатен ли, богат или беден, – одинаково порицание обретает он у сынов человеческих и преткновение пред Велиаром. Если же не овладеет блуд помыслами вашими, не сможет одолеть вас и Велиар.
Завещание двенадцати патриархов, Завещание Реувена, 4:7, 11
Согласно еще одному апокрифу, слугой Белиала был Менаше (Манасия), один из самых нечестивых библейских царей:
Манассия обратил свое сердце служить Велиалу (ибо ангел беззакония, который есть князь мира сего, – это Велиал, имя которого Матанбух). И он наслаждался в Иеросалиме благодаря Манассии, и он сделал его сильным в совращении и в беззаконии, распространившемся в Иерусалиме.
Мученичество Исайи, 2:4
На иврите ими Белиал означает «бесполезный». В переносном смысле это слово использовалось в значении «негодяй», «просхост». Вместе с тем уже в Библии «потоки Белиала» означало «потоки бедствий»: «Когда объяли меня волны смерти, потоки бедствий (нахалей белиал) устрашили меня» (Шмуэль II, 22:5); «Объяли меня узы смерти, и потоки бедствий (нахалей белиал) устрашили меня» (Тегилим, 18:5).
В кумранском тексте «Война сынов света против сынов тьмы» (ок. I в. до н.э.) о Белиале сказано:
Ради развращения создал Ты Велиала, ангела вражды. Все его владения находятся во тьме, и цель его – сеять вокруг зло и грех. Все духи, подвластные ему – не что иное, как ангелы разрушения.
Мастема. Еврейское слово мастема означает «вражда». В Книге Юбилеев Мастема назван «высшим из духов» и «князем» (Юбилеев, 10, 11). Согласно этому апокрифу, во времена Тераха Мастема наслал на землю птичью чуму. Позже Мастема посоветовал Богу испытать Авраама (17:15-16), так же как Сатан в книге Иова хотел испытать Иова. Мастема помогал египетским священнослужителям противостоять Моше (48:9), а затем вдохновил египтян преследовать израильтян, когда те ушли из Египта моря (48:9, 48:15-1).
Дамасский документ утверждает, что в тот момент, когда человек обратится к истинному учению, Мастема потеряет над ним свою власть:
И в день, когда человек возложит на себя обратиться к Учению (Торе) Моисея, Ангел-Супостат (Мастема) отступит от него, если он исполнит свои слова.
Дамасский документ, 16:4-5
Асмодей (Ашмадей). Ашмадей появляется в книге Товии, где одного за другим убивает семерых мужей Сары, будущей супруги заглавного героя.
Благодаря совету ангела Рафаэля Товии удалось отпугнуть демона:
Он же, идя, вспомнил слова Рафаила, и взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил.
Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел.
Товия, 8:2-3
В позднеантичном апокрифе «Завещании Соломона» 22-23, Асмодей говорит о себе:
Смертные называют меня Асмодей, и я занимаюсь тем, что плету интриги против молодоженов, так, что они не могут не узнать друг друга. И я совсем разлучаю их из-за многочисленных бед, а еще я растрачиваю красоту девственниц и опустошаю их сердца. Я довожу женатых мужчин до приступов безумия и страсти, так, что они покидают своих и уходят ночью и днем к тем, которые принадлежат другим мужчинам; и таким образом они впадают в грех и совершают смертельные поступки.
Ирин. «Бодрствующие», или «стражи». Класс ангелов, упомянутый в книге Даниэля: «И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, сошел с небес Бодрствующий» (Даниэль, 4:10). Согласно апокрифической литературы, именно эти ангелы сошлись с женщинами допотопного поколения, породив расу гигантов:
Итак, убегайте блуда, дети мои, и приказывайте женам вашим и дочерям вашим, да не украшают голов и лиц своих для обмана помыслов, ибо всякая женщина, прибегающая к этим ухищрениям, обречена на муку вечную. Ибо так обольстили они Стражей, бывших до Потопа. Те постоянно смотрели на них, и возжелали их, и замыслили дело: приняв человеческое обличье, сошлись с женщинами в образе мужей их. А те, вообразив в вожделении своем, породили Гигантов, ведь показались им Стражи достигающими небес.
Завещание двенадцати патриархов,
Завещание Реувена, 5:5-7