Еврейская демонология. Глава 2. Библейская демонология
Продолжение. Предыдущая глава.
Официальная религия древнего Израиля отличалась от верований соседних народов не только своим монотеизмом, но и демонологией – в библейской теологии демоны не играют практически никакой роли. Магия была запрещена – уже древнейших свод библейских законов, так называемая Книга завета, содержит запрет: «Ворожеи не оставляй в живых» (Шмот, 22:17). Первый еврейский царь Шауль истребил всех колдуний, живших в стране (Шмуэль I, 28:3).
Поскольку языческая магия во многом носила защитный характер (отпугнуть демонов), очевидно, что религия израильтян исходила из предположения, что демонов опасаться нечего. И действительно, болезни и бедствия, согласно Библии, насылают не демоны, но сам Творец: «Придет ли бедствие в город, если Господь не сотворил его» (Амос, 3:6). В качестве своих агентов и посланников еврейских Бог использовал ангелов или духом, причем ясно давал понять, что все духи находятся под Его контролем; к примеру, злой дух, терзавший Шауля, был «злым духом от Господа» (Шмуэль I, 16:14). Поэтому не следует переоценивать многочисленные следы сохранившейся веры в демонов, которые мы находим в Библии. Большинство соответствующих пассажей являются поэтическими, и нередко невозможно сказать, является ли упомянутый в демон частью живых местных верований, или же это является данью литературной традиции, подобно именам языческих богов в европейской литературе.
Как мы уже сказали, некоторые месопотамские демоны носили имена, являющиеся общеупотребительными словами. Аналогичным образом, когда в Писании появляются Девер или Мавет («Болезнь» и «Смерть», соответственно), невозможно с уверенностью сказать, что перед нами, имена демонов или нет.
Израильские представления о демонах и злых духах мало отличались от общепринятых в регионе. Демоны обитают в пустынях и развалинах (Ваикра, 16:10, Иешаягу, 13:21; 34:14). Они насылают на людей болезни (Тегилим, 91:5-6). Злые духи тревожат человека и могут его обмануть (Млахим I, 22:22–23) – и тем не менее, их посылает Всевышний. Таинственный незнакомец, напавший на Яакова, во многом напоминал демона – ночного духа, который должен исчезнуть с восходом солнца.
Однако даже в народной израильской религии мы практически не наблюдаем страха перед демонами или нечистыми духами. Библия несколько раз упоминает «сонм покойников» (Мишлей, 21:16), однако они ведут призрачную жизнь, и, судя по всему, не тревожат живых. Некоторые внешние характеристики еврейского культа напоминают предосторожности, связанные в соседних культурой с верой вездесущих демонов. К примеру, колокольчики на одежде первосвященника (Шмот, 28:33-35) напоминают колокольчики, которые в некоторых языческих культурах использовали для отпугивания демонов. Аналогичную роль играли шофары (Ваикра, 25:9), курения (там же, 16:12–13), помазание дверных косяков (Шмот, 12:7), голубой цвет (Бемидбар, 15:38) и специальные тексты, помещаемые в амулеты (тфилин; Дварим, 6:8, 11:18) – в других культурах все это служило для отпугивания злых духов. Однако в случае с библейскими практики очень трудно сказать, в какой степени они воспринимались в это время именно как защитные меры против демонов.
Чужих богов Тора нередко называет шедим (Дварим, 32:17; Тегилим, 106:27), то есть «демоны». Это слово родственно аккадскому šêdu (демон, добрый или злой). Другой термин для обозначения иных богов – сеирим («волосатые», сатиры).
Продолжение следует. При написании были использованы материалы сайта Jewish Virtual Library .