Еврейская ангелология. Часть XI. Тварность и несовершенство ангелов
В литературе II Храма нередко подчеркивается, что ангелы несовершенны. Правда, они считались бессмертными (см., например, Енох, 15: «И хотя вы были святые, духовные, живущие вечной жизнью…»). Тем не менее, их существование не предшествует сотворению мира: согласно книге Юбилеев, Бог сотворил ангелов в первый, а согласно II (славянской) книге Еноха – на второй день творения.
Ангелы не всеведущи: в некоторых случаях им приходится признаваться в своем неведении и неспособности ответить на заданный вопрос:
И молил я его [ангела Иеремиэля]: «Доживу ли я до этих дней и что будет в эти дни?». Он ответил мне: «О знамениях , о которых ты меня спросил , я могу сказать тебе , но я не послан к тебе говорить о твоей жизни; ибо я к тому же и не знаю [об этом]» (4 Эзры, 4:51-52)
Поскольку ангелы несовершенны, в некоторых текстах проскальзывает мысль, что между мирами людей и ангелов нет непреодолимой пропасти, и что праведник даже способен стать одним из ангелов. Одним из таких праведников некоторые считали праотца Яакова (Израиля):
Тот, кто вещает тебе, я, Иаков и Израиль, ангел Бога и первоначальный дух, и Авраам, и Исаак были созданы прежде какого-либо иного творения. Я, Иаков, прозванный Иаковом людьми, имя же мое – Израиль. Я назван Богом Израилем, человеком, который видит Бога, потому что я – перворожденный всего живущего, всего, что получает свою жизнь от Бога (Молитва Иосифа)
Более того, весь народ Израиля, заключив завет с Богом, стал равным ангелам. Соответственно, если все прочие народы поручены ведению ангелов-хранителей, Израиль пребывает под крылом самого Всевышнего и независимы от ангелов:
Ибо Он освятил Израиля, чтобы он был со всеми Его Ангелами лица, и со всеми Ангелами прославления, и со святыми Его Ангелами. Ибо много народов, и бесчисленны люди, и все принадлежат Ему, и над всеми Он поставил духов вместо Господа, чтобы они отвращали их от Него. Над Израилем же Он никого не поставил господом — ни Ангела, ни духа, но Он единый их Владыка, и Он охраняет их и ведет тяжбы их против Своих Ангелов, и Своих духов, и против всего. И если они будут хранить все Его повеления, то Он благословит их, и они будут Его сынами, и Он будет их Отцом отныне до века (Книга Юбилеев, гл. 15).