Еврейская ангелология. Часть IX. Иерархия и категории ангелов
Семь ангелов нередко упоминаются в качестве предводителей, «князей» небесного воинства. Эти архангелы «возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Товит, 12:15). К их числу относятся Уриеэль, Рагуэль, Рафаэль, Михаэль, Сариль, Габриэль и Иеремиэль. Эти ангелы являются ближайшими «сотрудниками» Всевышнего, которым Он поручает наиболее ответственные поручения: наказание падших ангелов или одного из 70 ангелов-покровителей народов (Енох I, 90:21); посвящение Леви в священнослужители (Завещание 12 патриархов, Леви, 8); передача небесной премудрости Еноху (Енох I, 81:5), и т.д.
С этими ангелами связана другая группа из четырех ангелов (трое из которых входят в «семерку»), именуемых ангелами Лика (малахей га-паним). Согласно Эфиопской книге Еноха, к ним относятся Михаэль, Габриэль, Рафаэль и Пануэль: «Первый – Михаэль, милосердный и долготерпеливый; и второй, который поставлен над всеми болезнями и всеми ранами детей человеческих, – Рафаэль; и третий, поставленный над силами, – Габриэль; и четвертый, который определен над покаянием к надежде тех, кто наследует вечную жизнь, имя ему Пануэль» (гл. 40). Им предстоит сыграть важную роль в наказании падших ангелов:
И спросил я ангела, пошедшего со мной, говоря: «Для кого готовятся эти цепи?» И сказал он мне: «Они готовятся для воинства Азазэля, так чтобы их можно было взять и изгнать в бездну полного и окончательного проклятия, и покроют их челюсти неотесанными камнями, как повелел Господь Духов. И Михаэль, и Габриэль, и Рафаэль, и Фануэль схватят их в тот великий день, и бросят их в тот день в пылающую печь, чтобы Господь Духов мог отомстить им за их нечестие, когда они подчинились Сатане, и сбили с пути живущих на земле».
Там же, 54
Еще одной категорией являются 70 «князей народов», то есть – ангелов-покровителей 70 народов. Впервые они упоминаются в Септуагинте (Дварим, 32:8). Согласно Книге Бен-Сиры (Премудрости Иисуса сына Сирахова»), «каждому народу поставил Он вождя» (17:17). В Завещании 12 Патриархов они названы ангелами служения (малахей га-шарет).
В соответствии с Эфипской книгой Еноха, после разрушения I Храма Бог отдал Израиль, который Он отверг, во власть семидесяти князей народов:
И призвал Он семьдесят пастырей, и отдал овец им, чтобы пасли они их, и говорил Он пастырям и их помощникам: “Да пасет каждый из вас овец с этого момента, и все, что заповедую вам, то исполняйте. И отдам Я их вам точно подсчитанных, и укажу вам которых их них должно умертвить, и умертвите вы их”.
Эта ситуация сохранится вплоть до Страшного суда.
Другая категория ангелов – «стражи», постоянно пребывающие рядом с Всевышним. Согласно Книге Юбилеев, некоторые из них были посланы на землю, «чтобы научить сынов человеческих совершать на земле правду и справедливость» (гл. 4). Однако вместо этого часть стражей не устояли перед соблазном и сошлись с земными женщинами.
Стражи позвали меня – Енох, писец – и сказали мне: «Енох, ты писец праведный, пойди, объяви Стражам небесным, которые оставили высшее небо, святое вечное место, и осквернились женщинами, и поступили, как поступают сыны человеческие, и взяли себе жен: «Вы вызвали великое разрушение на земле: И не будет у вас ни покоя, ни прощения грехов: и как они радовались о своих детях, погибель своих возлюбленных (детей) увидят они, и о смерти детей своих плакать будут, и будут вечно умолять, но не добьетесь вы милости и мира».
Эфиопская книга Еноха, 23
В конце дней ангелам будет поручено попечение над праведниками:
А над всеми праведными и святыми Он назначит стражей из среды святых ангелов, дабы охранять их как зеницу ока, пока Он не положит конец всякому злу и всякому греху.
Там же, 100
Помимо вышеперечисленных человекоподобных ангелов, небесные светила порой так же считали живыми существами, способными согрешить и подлежащими за это наказанию: «И там я увидел нечто ужасное: не увидел я ни неба вверху, ни крепко утвержденной земли, но место хаотичное и страшное. И там узрел я семь звезд небесных, связанных вместе в нем (месте), как великие горы, горящие огнем. Тогда сказал я: «За какой грех они связаны, и из-за чего они брошены сюда?» Тогда сказал Уриэль: они из числа звезд небесных, которые преступили повеления Господа, и связаны здесь, пока не исполнятся десять тысяч лет, время положенное за их грехи» (там же, 23). Однако куда популярнее была другая «гипотеза» – что светилами повелевают специально назначенные для этого ангелы. Кроме того, под влиянием язычества возникло учение, что свои ангелы есть у различных «духов»:
Ибо в первый день Он сотворил небеса, которые вверху, и землю, и воды, и всех духов, которые Ему служат, и Ангелов лица, и Ангелов прославления, и Ангелов духа огня, и Ангелов духа ветров, и Ангелов облачных духов мрака, и града и инея, и Ангелов долин, и громов и молний, и Ангелов духов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, и Ангелов всех духов Его творений на небе, и на земле, и во всех долинах, и духов мрака и света, и утренней зари, и вечера, которые Он приготовил по предвидению Своей премудрости.
Юбилеев, гл. 2
Помимо вышеперечисленных, в апокрифической литературе также упоминаются ангелы мира, ангелы-заступники, ангелы силы и ангелы-покровители отдельных людей.