Еврейская ангелология. Часть I. Терминология
Многие библейские авторы верили в существование сверхъестественных существ, превосходящих человека мудростью и силой, но в тоже время подчиненных и сотворенных Богом. Эти существа являются слугами Всевышнего, подобно придворным земного царя из плоти и крови, а так же Его посланцами и исполнителями Его воли.
По-русски подобных существ называют ангелами – от греческого ангелос («вестник, посланец»). Греческий термин является буквальным переводом еврейского малах. Писание нередко использует этот термин в отношении обычных посланцев из плоти и крови, как, например, в Берешит, 32:4: «И послал Яаков перед собою посланцев (малахим) к Эйсаву, брату своему». В некоторых случаях это слово используется в переносном смысле: «Делает Он ветры посланниками Своими (млахав)» (Тегилим, 104:4). Только в пост-библейском иврите словом малах стали называть исключительно сверхъестественных существ.
Для большей ясности Библия нередко называет ангелов посланниками Всевышнего. Однако точно так же она называет и обычных людей: «Ибо уста священника должны хранить знание, и Тору искать (должно) из уст его, ибо посланник (малах) Господа Воинств он» (Малахи, 2:7). В других местах Писание называет ангелов элоким («боги», см. Берешит, 6:2; Йов, 1:6), или «сынами богов». Их так же называют кдошим, то есть святые существа (Тегилим, 89:8; Иов, 5:1).
Загадочное существо, с которым праотец Яаков боролся у потока Ябок, первоначально названо «человеком», а затем «богом»: «И остался Яаков один. И боролся человек с ним до восхода зари… И сказал: не Яаков отныне имя тебе будет, а Израиль, ибо ты боролся с богом и с людьми, и победил» (Берешит, 32:24, 29); однако пророк Гошеа называет его ангелом: «Боролся он с ангелом и превозмог» (Гошеа, 12:5). В результате во многих местах неясно, о каком «посланнике» идет речь – о человеке из плоти и крови, или же о сверхъестественном существе.
Писание также упоминает крылатых существ, именуемых херувимами или серафимами, исполняющими различные обязанности.
В других случаях неясность и двусмысленность возникают из-за того, что Библия не всегда ясно различает Бога и его посланников. К примеру, наложница Авраама Агарь встречает в пустыне ангела («и нашел ее ангел Господень»), однако затем говорится, что «нарекла она имя Господу, говорившему с ней, “Ты Бог видящий”» (Берешит, 17:6, 13). Всевышний повелел Аврааму принести в жертву Ицхака, однако позже его остановил ангел. Моше «явился ангел Господень в пламени огня из средины куста терновника» (Шмот, 3:2), однако затем с ним говорит исключительно Всевышний: «И увидел Господь, что он подходит смотреть, и воззвал к нему Бог из среды терновника». То же самое происходит в рассказе о Гидеоне, который говорит то с Богом, то с Его ангелом (Шофтим, 6:11ff).
Некоторые исследователи делают из этого вывод, что ангелов не считали самостоятельными существами, но просто проявлениями божественной силы и воли. Другие полагают, что в первоначальных версиях этих историй герои имели дело непосредственно с Богом, однако позже эта идея показалась слишком дерзкой, и Всевышнего «заменили» на ангела.