next perv

Евреи не гиксосы!



 

(К недельной главе Бешалах)

Тора сообщает нам каким путем повел израильтян Всевышний после того, как они вышли из Египта:

И было, когда фараон отпустил народ, Бог не повел их по дороге земли филистимлян, ибо близка она; потому что Бог сказал: может быть народ передумает при виде войны и возвратится в Египет. И обвел Бог народ дорогою пустынною к Тростниковому морю.

Шмот, 13:17-18

Этот стих, которым начинается отрывок, который читают в синагогах в седьмой день Песаха, дает нам возможность заглянуть в планы Всевышнего: нам сообщают не только о том, каким путем Он повел евреев (через пустыню), но и какой вариант был Им отвергнут – «по дороге земли филистимлян».  

Филистимлянское пятиградье было союзом пяти городов: Газы, Ашкелона и Ашдода на побережье Средиземного моря, и Экрона и Гата на Прибрежной равнине. Дорога через земли филистимлян, которая шла вдоль средиземноморского побережья, была кратчайшим путем из Египта в Ханаан – «близка она», говоря словами Торы.

Упоминание, что Бог мог повести евреев через земли филистимлян, намекает, что Он намеревался вести их прямо в Ханаан. Это прямо противоречит тому плану, который Всевышний ранее изложил Моше:

И Он сказал: ведь Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: при выводе твоём народа из Египта вы совершите служение Богу на этой горе.

Шмот, 3:12

Ученые высказали 23 предположения, где именно находился Синай/Хорев/Гора Божья. Для локализации они использовали, в первую очередь, библейский рассказ о встрече Моше и его брата Аарона:

И сказал Господь Моше в Мидьяне: пойди, возвратись в Египет. И взял Моше жену свою и сыновей своих, и посадил их на осла, и вернулся в землю Египетскую… И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моше в пустыню. И он пошел, и встретил его при горе Божией, и поцеловал его.

Шмот, 4:19-20, 27

Мидьян, как полагают, находился либо в южном Синае, восточнее Аккабского залива, либо южнее Иордана. Поэтому любая дорога из Мидьяна в Египет пролегала вдали от побережья. Таким образом, идея вести евреев через земли филистимлян прямо противоречило Его собственному повелению служить ему на горе Божией.

Довольно часто это противоречие объясняют тем, что разные библейские тексты происходят из разных источников. Однако в данном случае все исследователи, придерживающиеся теории источников, согласны, что Шмот (Исход) 3:12 и 13:17 (см. выше) взяты из одного источника, так называемого Элокиста (Э). На это указывают две вещи.

1. В обоих отрывках Бог назван Элоким, а не Господь.

2. Топоним Ям Суф (Тростниковое море) в качестве места совершения чуда и начала странствий по пустыне упоминается только в Элокисте.

Возможно, Шмот 13:17 является завуалированной полемикой, связанной с происхождением израильтян. Как известно, египетский жрец Манефон, живший в III веке до н.э., в не дошедшей до нас книге «Египтика» отождествлял евреев с гиксосами. Слово гиксос происходит от египетского хеку-шасу – «чужеземные правители». Так называли азиатских правителей Нижнего (северного) Египта, правивших в 1674-1535 до н.э. Многие из этих правителей носили характерные семитские имена, например, Яаков (Яаков-Гор).

Согласно Флавию (Против Апиона, 1:14), Манефон писал:

Все их племя называлось Гиксос, то есть “цари-пастухи”, потому что “ГИК” на священном языке означает “царь”, а “СОС” — “пастух” и “пастухи” в просторечном языке. Если же составить их вместе, получается “ГИКСОС” …Пастухи, — говорит Манефон, — со всех сторон обнесли его высокой мощной стеной, чтобы надежно укрыть свое имение и награбленную добычу. Сын Мисфрагмутоса Туммос во главе войска из четырехсот восьмидесяти тысяч человек осадил город и попытался взять его штурмом. Но затем, отчаявшись в успехе, он отказался от осады и заключил с ними договор, по которому все они должны были оставить Египет и в полной безопасности для себя удалиться, куда пожелают. И те, по условию договора, со своими семьями и имуществом числом не менее двухсот сорока тысяч направились через пустыню в Сирию. Но, испытывая страх перед могуществом ассирийцев (а они тогда господствовали над Азией), в месте, называемом теперь Иудея, они основали город, способный вместить великое множество жителей, и назвали его Иерусалим».

Несмотря на исторические несообразности (ассирийцы завоевали Левант почти на тысячу лет позже, чем гиксосы ушли из Египта), связь с рассказом об Исходе представляется несомненной. Манефон сообщает еще несколько важных деталей:

1. Своей столицей гиксосы сделали город Аварис. Это действительно так. В эпоху 19 династии город был отстроен Рамсесом II, который сделал его своей столицей, переименовав в Пер-Рамсес.

2. Лидера евреев, очевидно спутав двух библейских персонажей, Монефон называет «Осарсиф». Это имя – результат гибридизации двух имен, Йосеф и Осирис; египетский теофорный элемент осир занял место еврейской теофорной приставки я (ягу).

Многие современные исследователи полагают, что Манефон приводит древнюю аутентичную традицию, когда отождествляет израильтян с гиксосами, азиатскими владыками Египта. Если это так, получается, что утверждение евреев о своем порабощении в Египте противоречит утверждению египтян – что это они, египтяне, были завоеваны гиксосами-израильтянами. Поэтому весьма вероятно, что обе традиции действительно являются древними и аутентичными.  

Слова Манефона дошли до нас благодаря полемическому трактату Иосифа Флавия, еврейского историка I века н.э.. Флавий полемизировал с неким Апионом, который использовал утверждение, что бежавшие из Египта евреи это гиксосы, для дискредитации библейского нарратива, а также – чтобы выставить евреев агрессорами, ложно выдающими себя за жертв:

В другой книге «Истории Египта» Манефон говорит, что тот самый народ, так называемые “пастухи”, именуется в их священных книгах пленниками.

Понимая, что это утверждение подрывает доверие к библейскому тексту, Флавий посвятил его опровержению почти четверть своей книги. Мы полагаем, что и автор Элокиста, писавший за сотни лет до Флавия, также знал об этой египетской традиции, и был так же обеспокоен.

Об окончательном поражении и бегстве гиксосов сообщает Яхмес сын Эбаны – египетский вельможа и флотоводец, служивший Яхмосу I – фараону, изгнавшему гиксосов из Египта. Согласно автобиографии Яхмеса, окончательную победу над гиксосами египтяне одержали близ города Шарухен, который они осаждали три года.

Считается, что древний Шарухен это Телль-эль-Аджул в секторе Газа. Город лежал на древней приморской дороге и, судя по всему, был хорошо укреплен. Таким образом, гиксосы ушли из Египта по приморской дороге, через земли филистимлян, и поселились в Ханаане.

Заключение

Вполне вероятно, что прямо указывая, что израильтяне вышли из Египта не по приморской дороге через Газу, автор библейского повествования (Элокист) держал в уме историю гиксосов и стремился ясно и недвусмысленно подчеркнуть: еврейский исход из Египта не имеет ничего общего с историей гиксосов и их уходом из Африки. В одном случае речь идет о бывших властителях, утративших власть над порабощенным населением; в другом – о бывших рабах, избавившихся от жестоких угнетателей.

(По материалам статьи д-ра Дуду Коэна на сайте thetorah.com)

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.