next perv

Дракон Земли Израиля



Легенд о драконах и других чудовищах, обитавших в Земле Израиля, известно немного. Однако нельзя сказать, что их вовсе нет. Во-первых, в Яффо туристом показывают скалу, к которой якобы была прикована Андромеда – царевна,  которую победитель Медузы Горгоны Персей спас от морского монстра. А во-вторых, по одной из версий, именно здесь обитал дракон, побежденный едва ли не самым известным христианским святым, Георгием Победоносцем.

Согласно византийскому житию, составленному Симеоном Метафрастом,  Георгий  родился в III веке, в Каппадокии, в зажиточной и благочестивой христианской семье.  Его отцом был сенатор Геронтий (воин, за свои заслуги перед империей возведённый в достоинство стратилата), а матерью – некая Полихрония, владелица богатых имений близ города Лидда, т.е. Лода.

После смерти отца семья перебралась в Лидду, где Георгий поступил на военную службу.

В самых ранних источниках Георгий прославляется как один из великомучеников, погибших за веру в ходе гонений императора Диоклетиана.  Однако позже в агиографической литературе появляется и другой сюжет: знаменитое «Чудо о змее».

В источниках мы находим разные версии, где именно Георгий совершил этот подвиг. Иаков Ворагинский, автор знаменитой «Золотой легенды», полагал, что дело было в Африке:

Георгий был военным трибуном. Он происходил из Каппадокии, откуда прибыл в провинцию Ливия в город под названием Силена.

Епископ Дмитрий Ростовский, следовавший византийской агиографической традиции, полагал, что змей обитал «в стране сирофиникийской», т.е. на территории современного Ливана:

Нельзя не упомянуть и об славном чуде убиения змея, совершенном святым великомучеником Георгием близ отечества своего палестинского, в стране сирофиникийской, в городе Бейруте, стоящем на берегу Средиземного моря, невдалеке от города Лидды.

Наконец, неизвестный автор византийского «Чуда о змее», переведенного на русский язык еще в XI веке, считал, что подвиг был совершен на святой земле, правда, в городе, которого в этих краях никогда не было:

Один город, под названием Гевал, в земле Палестинской, и был он очень большой, и множество людей в нем жило; и все поклонялись идолам, почитая их согласно преданиям и по царскому повелению, отвернулись они от Бога, и Бог отвернулся от них. Около города этого было большое озеро, весьма полноводное. По вере и по делам их воздал им Бог: появился огромный змей в этом озере и, выходя из озера, жителей города этого поедал. Некоторых свистом своим умерщвлял, других же, удушив, утаскивал в озеро. И была великая скорбь, и плач неутешный в городе том из-за этого зверя.

«Ливийская версия» явно возникла в результате ошибки: переписчик перепутал Ливию и Лидду. А поскольку путь от Лода до Бейрута неблизкий, вариант «Чуда» кажется наиболее достоверным – разумеется, с поправкой на то,  насколько в принципе можно говорить о «достоверности» агиографических легенд.

Согласно легенде, напуганный чудовищем народ пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Очередь наступила, однако царевне повезло: Георгий, возвращавшийся домой с войны, узнал о происходящем, и решил дать гаду бой.

Чем именно закончилась битва со змием, источники снова расходятся. Согласно Дмитрию Ростовскому, Георгий просто убил монстра: «Затем святой Георгий убил змея того мечом посреди города. Жители же города того, извлекши труп змея за город, сожгли его». Однако Иаков Ворагинский решил, что это будет слишком банально, и решил расцветить сюжет дополнительными красочными подробностями:

Грозно потрясая копьем и препоручив себя Богу, воин нанес дракону тяжелую рану и поверг его наземь, а затем сказал деве: «Немедля набрось свой пояс на шею дракона!». Дева исполнила все, как велел Георгий, и дракон последовал за ней, словно ручной пес. Когда же дева привела дракона в город, народ, увидев ее, разбежался по горам и долам с криками: «Горе нам, ибо все мы погибнем!». Тогда блаженный Георгий сказал им: «Не бойтесь! Господь послал меня к вам для того, чтобы я освободил ваш город от грозного дракона.

Витторе Карпаччо, Георгий убивает змея перед горожанами 

Впрочем, финал, как и полагается в агиографиях, во всех вариантах одинаковый: узрев чудо, местные жители «уверовали» и «обратились».

Место действия (как сейчас принято говорить, сеттинг) – не единственное, что связывает чудо о змее с Землей Израиля. В средневековой рыцарской традиции оружию нередко давали имя: меч Эскалибур короля Артура, Дюрандаль Роланда, Жуайез Карла Великого… А поскольку св. Георгия воспринимали как рыцаря, его меч (по другой версии, копье) тоже удостоился имени: Аскалон, в честь древнего израильского города Ашкелон.

Согласно христианским преданиям, св. Георгий не только жил, но и был похоронен на святой земле, в Лоде. Его могила находится в крипте православной церкви св. Георгия в Лоде.

Михаил Курляндский

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.