next perv

Долгий закат Селевкидов



В 2020 году издательство «Альпина нон-фикшн» выпустило книгу Ангелоса Ханиотиса “Эпоха завоеваний. Греческий мир от Александра до Адриана, 336 г. до н.э. — 138 г. н.э.” 

Предлагаем читателям отрывок из этой монографии.

 

Долгий закат Селевкидов, на протяжении которого их царство постепенно уменьшалось в размерах и разрывалось во внутренних конфликтах, утратив какой-либо авторитет в качестве международного игрока, начался сразу же после заключения Апамейского мира. Он длился более века, и его невозможно пересказать в подробностях. Попытки селевкидских царей удержать или вернуть отдельные части своего государства оказались бесплодны. Селевкиды, ослабленные династическими конфликтами и восстаниями, постепенно потеряли не только восточные сатрапии, но и большую часть своего царства. В 83 году до н. э. селевкидский престол захватил армянский царь Тигран II; 20 лет спустя был убит последний «призрачный царь» из некогда великой династии.

Чтобы компенсировать свои потери на Западе, Антиох III сразу после унизительного Апамейского мира начал новый поход на Восток, в Луристан (Западный Иран). Он погиб в 187 году до н. э. при ограблении храма; смерть во время святотатства должна была показаться многим его современникам божественной карой. Преемником стал его сын Селевк IV, унаследовавший огромную контрибуцию, наложенную на его отца римлянами. Вместо того чтобы продолжать экспансионистскую политику отца, Селевк попытался справиться с финансовыми проблемами царства, улучшив сбор податей с провинций. Одна из принятых им мер касалась централизованного назначения жрецов, надзиравших за храмами в провинциях и сбором с них доходов. С политикой царя прямо связан один эпизод, рассказанный в Ветхом Завете и увековеченный в ватиканской фреске Рафаэля «Изгнание Гелиодора из храма». Главный министр Селевка IV Гелиодор был отправлен в Иерусалим, чтобы забрать сокровища Храма, состоявшие, вероятно, из внесенных туда денежных вкладов; этому, однако, помешало божественное вмешательство. Доверять или нет историчности библейского рассказа — вопрос веры читателя, однако сейчас мы имеем четкие свидетельства того, что Селевк IV принимал такие меры. В числе эпиграфических находок, обнаруженных в Израиле, копии царских писем 178 года до н. э., адресованных тому самому Гелиодору и сообщающих ему о назначении жреца, ответственного за храмы Келесирии и Финикии.

Изгнание Гелиодора из храма

Краткий период мирных отношений между Селевкидами и Птолемеями резко оборвался, когда в 176 году до н. э. умерла царица Египта Клеопатра Сира, оставив на престоле своего малолетнего сына Птолемея VI. Ее брат Селевк IV был убит годом позднее Гелиодором, который желал видеть на троне малолетнего Деметрия, сына Селевка IV. Вместо него власть захватил брат скончавшегося царя Антиох IV, взявший в жены вдову прежнего правителя — для Лаодики это был третий и последний брак с ее братом. Тот факт, что она имела детей как от Селевка IV, так и от Антиоха IV, был корнем династических конфликтов, которые длились на протяжении столетия.

Когда опекуны Птолемея VI потребовали возвращения Келесирии, Антиох IV предпринял нападение на Египет (Шестая Сирийская война), вторгся на его территорию, достиг Александрии и пленил царя (170–169 гг. до н. э.). Население Александрии взбунтовалось и посадило на трон царского брата, известного как Птолемей VIII. Два подростка 16 и 12 лет соответственно условились править совместно, однако Антиох IV воспользовался видимой отвлеченностью Рима на Третью Македонскую войну, чтобы предпринять в 168 году до н. э. вторую атаку с целью захвата Египта и Кипра. Он был у Александрии, когда в пригороде Элевсине его настиг римский посол Гай Попиллий Ленат, призванный на помощь египетским царем. Ленат потребовал от Антиоха вывести свои армии из Египта. Когда царь ответил, что он желает обсудить данный вопрос со своим советом, Ленат начертил на песке вокруг растерянного Антиоха IV круг и сказал: «Дай мне ответ, не выходя из этого круга». Царь, столкнувшись с перспективой войны против Рима, согласился и отступил. Свидетели этой сцены, вошедшей в историю как «день Элевсина», должны были понять, что мир изменился.

«День Элевсина» обрушился на Антиоха неожиданно, в то самое время, когда до завоевания всего Египта или его части оставалось протянуть руку. По общему правилу правитель должен компенсировать военную неудачу демонстрацией силы. Антиох IV был мастером иллюзии; для того чтобы представить унижение в Элевсине триумфом, ему потребовалась определенная постановка. Он добился этого, организовав по возвращении из похода в 166 году до н. э. в Дафне близ столицы Антиохии впечатляющий военный парад, в котором участвовало более 50 000 человек. Этой демонстрации военной мощи, богатства и экзотического вооружения суждено было стать лебединой песней Селевкидов.

Более 100 лет отделяют унижение одного Селевкида в «день Элевсина» от низложения и смерти последнего «призрачного царя» Селевкидов в 63 году до н. э. Этот период непрекращающегося ослабления порожден стечением многих обстоятельств — национального восстания в Иудее, утраты восточных провинций и, прежде всего, чередой династических конфликтов и узурпаций. Хотя события на этих трех направлениях развивались параллельно друг другу и частично переплетались, нам следует рассмотреть их отдельно.

Столкновение культур в Иудее: от первосвященников до царей

Антиох IV еще воевал в Египте, когда местный конфликт вызвал в Иерусалиме ряд событий, которые в конце концов привели к образованию первого еврейского государства со времен Вавилонского пленения в 587 году до н. э. Иерусалим и Иудея, которые в III веке до н. э. находились под властью Птолемеев, попали в руки Селевкидов в 198 году до н. э., будучи частью провинции Келесирии и Финикии.

Знатные еврейские семьи, служившие Птолемеям, представляли для новых правителей угрозу, однако иерусалимский гарнизон контролировал город. Чтобы заручиться поддержкой местного населения, Антиох III и его преемники позволили евреям соблюдать свои религиозные обычаи и законы, а также наделили первосвященника властью и некоторой степенью автономии. Селевкидского царя интересовали подати, а не иудейские ритуалы. Еще при Птолемеях представители иерусалимской еврейской знати приняли греческие имена и обычаи. «Эллинизаторы» столкнулись с презрением со стороны хасидов (hasidim) — правоверных евреев, находившихся под влиянием консервативных толкователей Торы — так называемых книжников. Так как хасиды в большинстве своем, хотя и не исключительно, принадлежали к низшим слоям населения, эта конфронтация между двумя еврейскими группировками являлась также и социальным конфликтом. Однако она не приемлет упрощений: столкновение имело социальный, экономический, религиозный и культурный аспекты. Эллинизаторы были чем угодно, но не единой силой с четкой программой. Личные амбиции и вражда, равно как и соперничество за должность первосвященника, превратили это противостояние в кровавый конфликт.

Сторонник эллинизации, известный как Ясон — греческий вариант имени Иисус, — смог стать первосвященником в 175 году до н. э., пообещав Антиоху IV увеличить выплату подати. Сомнительно, чтобы его реформы следовали сколько-нибудь связной политической программе, однако они включали явные шаги к принятию греческих институтов, например создание гимнасия как места атлетических и военных тренировок и введение эфебии — гражданского и военного воспитания будущих граждан.

Ясон выделил на Храмовой горе, где располагался второй Храм, место для почитания Зевса Олимпийского. Он не потревожил традиционного еврейского места поклонения Яхве, алтарь которого остался нетронутым, но лишь хотел, чтобы проживавшие в Иерусалиме военные поселенцы смешанного греческого и восточного происхождения могли поклоняться своим собственным богам — греческому Зевсу Олимпийскому и сирийскому Баалшамину. Но в 172 году до н. э. более ревностный эллинизатор Менелай пообещал царю еще больше податей и отстранил Ясона от должности; в итоге Иерусалим стал ареной кровавого конфликта между двумя тщеславными деятелями: Менелай занял цитадель, а Ясон — город. Антиох IV, несмотря на слухи о своей гибели в Египте, в 168 году до н. э. прибыл в Иерусалим и решил положить конец проблемам, поддержав Менелая и приняв жесткие меры в отношении возмутителей спокойствия. Oднако он зашел слишком далеко. Права, данные евреям его отцом и до того соблюдавшиеся, были отозваны; запрещались традиционные ритуалы вроде обрезания; евреям не разрешалось соблюдать Закон; для селевкидского гарнизона была выстроена крепость (Акра — цитадель).

Войцех Статтлер, Казнь евреев, сохранивших верность закону

Эти меры, задуманные Антиохом IV для решения местных проблем, а не в качестве амбициозной программы эллинизации или антиеврейской кампании, привели к иудейскому восстанию, известному как Маккавейская война. Те, кто воспротивился новым установлениям, покинули Иерусалим и организовали сопротивление в сельской местности и пустыне под предводительством Маттафии (до 165 г. до н. э.), а затем — его сына Иуды Маккаби, или Маккавея (165–160 гг. до н. э.), и брата последнего Ионафана (160–143 гг. до н. э.). Антиох IV не мог справиться с восстанием, потому что был втянут в войну в Иране, где и погиб в 164 году до н. э. В том же году Иуда занял Иерусалим, не считая цитадели, и заново освятил Храм. Восстановление в Храме еврейского богослужения до сих пор отмечается как праздник Ханука. Визирь Антиоха IV Лисий, жаждавший стать регентом при новом царе Антиохе V, с готовностью согласился на мирный договор, возвращавший евреям их права. Но на этом восстание не завершилось.

В последовавшие годы продолжался внутрииудейский конфликт. Когда в 161/160 году до н. э. Иуда разгромил армию под командованием селевкидского полководца Никанора, поход против него начал новый царь Деметрий I. Хотя в 160 году до н. э. Иуда потерпел поражение и погиб, повстанцы уже установили отношения с Римом, и брат Иуды Ионафан на протяжении нескольких лет продолжал борьбу против селевкидского военачальника Бакхида. Мирное соглашение с Селевкидами позволило ему укрепить свои силы; его оплотом стал Михмас (или Михмаш). Поворотный момент восстания случился в 150 году до н. э., когда Ионафан воспользовался шансом, который дали ему династические распри в Селевкидском царстве. Он предложил свои услуги узурпатору Александру Бале, получив взамен не только должность первосвященника, но и пост меридарха (главы мериды — то есть полномочия правителя области Иудеи). Таков был первый шаг к созданию еврейского государства.

Когда появился второй узурпатор Диодот Трифон, Ионафан изъявил готовность служить и ему, однако оказался жертвой предательства. В 143 году до н. э. Трифон пригласил Ионафана на встречу, схватил и казнил. Его брат Симон, чтобы отомстить за смерть Ионафана, занял сторону законного царя Деметрия II, получил освобождение от налогов и впервые был признан правителем полусамостоятельной Иудеи в 142 году до н. э. На следующий год собрание жрецов, старейшин и народа избрало его пожизненным первосвященником. Так началась династия Хасмонеев, правившая Иудеей до 63 года до н. э. После убийства Симона в 135 году до н. э. его дело продолжил сын Иоанн Гиркан (135–104 гг. до н. э.), покоривший Заиорданье, Самарию, Галилею и Идумею, но остававшийся в зависимости от Селевкидов до 110 года до н. э., когда его государство обрело полную независимость. Хотя династические конфликты и гражданские войны и раздирали Иудею на части до самого занятия Иерусалима римлянами в 63 году до н. э., она сохраняла государственность и часто воевала с селевкидскими царями и узурпаторами.

Книгу Эпоха завоеваний. Греческий мир от Александра до Адриана можно приобрести в интернет-магазинах Амазон, Озон, а так же на сайте издательства.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.