Давид Ганс: раввин, ставший коллегой Браге и Кеплера
В 1600 году трое ученых встретились в замке Новая Венеция недалеко от Праги. Встреча продолжалась три недели. Благодаря этой научной конференции вскоре был написан астрономический трактат на иврите.
Эта история началась в 1598 году, когда в Прагу, по приглашению императора Священной Римской империи Рудольфа II прибыл датский дворянин, знаменитый астроном и алхимик Тихо Браге. Это решение ученый принял не от хорошей жизни: в 1588 году умер покровитель Браге, датский король Фредерик II. Новый король, Кристиан IV, был равнодушен к астрономии, но остро нуждался в деньгах на содержание армии. В 1596 году Кристиан достиг совершеннолетия и был коронован, а в следующем году король окончательно лишил Браге финансовой поддержки, к этому времени и без того значительно урезанной.
Браге стал не первым и не единственным, кто оказался в эти годы в Праге. После того, как император, покровитель наук и искусства, перенес сюда свой двор, город стал магнитом, притягивающим ученых и художников. Несмотря на религиозные конфликты, раздиравшие империю, Прага оставалась островком терпимости; представители различных религиозных общин уживались более-менее мирно.
Йозеф Хейнц (Старший). Портрет Рудольфа II
Пражской еврейской общине императоры даровали автономию и даже право на свой штандарт. В городе работала одна из первых в империи еврейских типографий. Пражский дом учения, который возглавлял легендарный рабби Йегуда Лива бен Бецалель (Магараль), привлекал знатоков Торы со всей Европы. В их числе был уроженец Вестфалии рабби Давид Ганс (1541-1613). Будучи подлинным человеком Возрождения, Ганс интересовался не только еврейскими религиозными текстами, но и науками и искусством. Его перу принадлежало несколько научных трактатов на иврите.
Из-за скученности и болезней Ганс покинул еврейский квартал и поселился в деревне недалеко от Праги. Именно там он узнал, что знаменитый астроном Тихо Праге устроил свою обсерваторию в Новой Венеции. Будучи самоучкой и не имея никаких научных креденталий, раввин решил посетить ученого, надеясь, что тот согласится поделиться научными знаниями и опытом.
Опасения Ганса не оправдались. Тихо Браге не только принял его, но и позволил остаться в замке на три недели. Позже он описал потрясающие воображения измерительные приборы, которыми пользовался Тихо (некоторые свои открытия астроном сделал без помощи телескопа). В обсерватории раввин так же познакомился с другим выдающимся ученым, Иоганно Кеплером, который в то время был помощником Браге.
Будучи в гостях у Браге, раввин познакомился с новыми идеями Николая Коперника, которые сам датский астроном, впрочем, не разделял и полагал математической спекуляцией. (Браге разработал свою компромиссную «гео-гелиоцентрическую» систему мира, которая представляла собой комбинацию учений Птолемея и Коперника: Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг неподвижной Земли, а все планеты и кометы — вокруг Солнца). Впрочем, в Новой Венеции Давид Ганс был не только учеником. Для своих коллег-христиан он перевел несколько астрономических текстов, существовавших только на иврите и, соответственно, недоступных Браге и Кеплеру.
Свои впечатления о встрече с двумя величайшими астрономами своего времени Ганс описал в книге Нехмад ве-Наим («Хорошо и приятно», аллюзия на библейское описание древа познания). Среди прочего, он описал впечатляющую обсерваторию, в которой «Браге уединялся со своими мудрецами… и пребывал там с двенадцатью мужами, которые все были мудрецами и знатоками наук… Там были математические инструменты, каких прежде никто не видел, в тринадцати комнатах, построенных для него императором: в каждой комнате особый инструмент». Ганс подробно объяснил, как пользоваться этими инструментами для астрономических и географических измерений.
Секстант Тихо Браге
В XVII веке четкой границы между астрономией и астрологией практически не существовало. Поэтому Давид Ганс так же отдал дань последней, посвятив несколько глав знакам зодиака. Вместе с тем он однозначно утверждал, что астрономические сведения невозможно использовать для предсказания будущего.
Подобно Тихо Браге, Ганс отверг теорию Коперника, сохранив верность Птолемею. Тем не менее, в свое трактате он подробно изложил идеи польского ученого. Возможно, именно поэтому Нехмад ве-Наим был издан только в 1743 году, через 130 лет после смерти автора.
Тито Браге скончался через год после знакомства с Гансом, и был торжественно погребен в пражском храме Девы Марии перед Тыном. Кеплер прожил в Праге несколько лет. Он жил в нескольких минутах ходьбы от еврейского квартала, куда вернулся Ганс. Ученые продолжали переписку, судя по всему, на немецком языке, возможно, с вкраплением еврейских слов (Кеплер в молодости учил иврит в Тюбингенском университете). В 1612, после смерти Рудольфа II. Кеплер навсегда покинул Прагу.
Нехмад ве-Наим – одна из немногих дошедших до нас книг Давида Ганца. Один из ее экземпляров хранится в Национальной библиотеке Израиля.
Евгений Наумов
По материалам блога Национальной библиотеки Израиля.