Еврейская история XX века. СССР после Второй мировой войны


Карту составили Марина Шунра Карпова и д-р Евгений Левин, преподаватели, методисты, переводчики, авторы нескольких учебно-методических пособий по преподаванию еврейской традиции и классических текстов.

Демография

Нацистский геноцид нанес советскому еврейству страшный удар – было уничтожено более половины еврейского населения, проживавшего на оккупированных территориях. Согласно переписи 1959 года, в СССР насчитывалось 2 267 814 евреев.

Советские евреи продолжали массово переселяться в большие города. Только в Москве в 1959 году проживало 250 тысяч евреев, в Ленинграде – 162 тысячи, в Киеве – 152 тысячи…

Все более распространенным явлением становились смешанные браки. Кроме того, из-за низкой рождаемости советское еврейство постепенно старело.

Занятость

Лев Давидович Ландау, Нобелевский лауреат. 1962 г. / Nobelprize.org

В послевоенные годы из-за непрекращающейся тяги к высшему образованию евреи стали одной из самых образованных наций СССР, с непропорционально большим количеством врачей, инженеров, преподавателей и научных работников. Трое советских еврейских ученых, Франк, Ландау и Канторович,  стали Нобелевскими лауреатами. Количество евреев, занятых физическим или неквалифицированным трудом, наоборот, сокращалось. 

«Переизбыток» евреев с высшим образованием вызвал противодействие властей, и привел к негласному восстановлению процентной нормы во многих вузах. 

Духовная жизнь

Борьба с религией, то затихая, то вновь разгораясь, не прекращалась в СССР никогда. В огромном количестве издавалась атеистическая литература, в том числе направленная против иудаизма. В годы хрущевских антирелигиозных гонений было закрыто несколько сот синагог. 

Большинство советских евреев вело светский образ жизни и религией не интересовалось. Среди тех, у кого возникал этот интерес, многие выбирали христианство. В последние советские десятилетия появились небольшие группы еврейских неофитов, открывших для себя иудаизм.

Еврейская культура

Руководитель Еврейского антифашистского комитета, актёр и режиссер советского театра на идише Соломон Михоэлса. Кадр из кинофильма «Цирк». 1936 г. / Wikimedia

В послевоенные годы еврейская культура в СССР была практически уничтожена: закрыты все СМИ и культурные учреждения, арестованы многие деятели еврейской культуры (некоторые из них были расстреляны).

После смерти Сталина положение немного улучшилось: появились театры, стали вновь выходить книги и  журнал («Советиш геймланд») на идиш. Однако в целом еврейская культура влачила жалкое существование, тем более, количество евреев, знающих идиш, неуклонно сокращалось: советское еврейство окончательно стало русскоязычным.

Государственная политика

Обложка следственного дела Еврейского Антифашистского комитета / Rpp.nashaucheba.ru

В последние сталинские годы советское еврейство стало жертвой мощной кампании, инициированной с самого верха (“борьба с космополитизмом”, “дело врачей”…).

После смерти Сталина ситуация улучшилась, однако советская политика оставалась умеренно антиеврейской. Евреи испытывали трудности при поступлении на работу и продвижении, власти строго следили за любыми проявлениями «еврейского национализма». Внешняя политика, особенно после 1967 года, носила отчетливо антиизраильский характер.

Формально, впрочем, евреи оставались полноправными гражданами и пользовались всеми правами.

Антисемитизм

Даже в самые худшие годы советская власть не допускала еврейских погромов. Тем не менее, на бытовом уровне советские евреи нередко сталкивались с антисемитскими настроениями (частично подогреваемыми официальной антисионистской и антиизраильской пропагандой).

В хрущевско-брежневские годы в творческой среде возникли неформальные круги «патриотов», ратовавших за русское национальное возрождение и боровшихся, в том числе, с «еврейским засильем» в русской культурной жизни. Эти деятели пользовались негласным покровительством некоторых партийных бонз. 

Гражданская позиция и политическая деятельность

Сохранившийся экземпляр «Чёрной книги», не изданной в СССР. Автор shakko / Еврейский музей и центр толерантности / Wikimedia

После смерти Сталина в СССР шла непрерывная борьба между сторонниками и противниками десталинизации и либерализации внутренней жизни. В числе первых было немало евреев во главе с писателем Ильей Эренбургом.

В 1960- 80-е годы среди участников правозащитного и диссидентского движения (и, соответственно, политзаключенных) оказалось непропорционально много евреев. Гимнами этого движения стали песни Александра Галича (Гинсбурга)

В 60-80-е годы появляются еврейские группы, борющиеся за восстановление еврейской культуры и свободный выезд в Израиль. 

Эмиграция

После войны правительство дважды ненадолго разрешало выезд бывших польских граждан. Воспользовавшись этой лазейкой, страну покинуло некоторое количество советских евреев.

Позже власти разрешали еврейскую эмиграцию в рамках так называемого «воссоединения семей» (чаще всего фиктивного). В зависимости от внутрених и внешних политических обстоятельств, железный занавес то приоткрывался, то плотно захлопывался. Подававшие на выезд нередко получали отказ из-за  «секретности» или  несогласия родственников. Немало евреев жили «в отказе» годами. Несколько активистов отказа отбыли заключение.