Раввин вчера и сегодня


Рассказывают Марина Шунра Карпова и д-р Евгений Левин, преподаватели, методисты, переводчики, авторы нескольких учебно-методических пособий по преподаванию еврейской традиции и классических текстов.

Кто такой раввин?

«Еврейские дети с учителем в Самарканде». Автор фотографии Сергей Прокудин-Горский. 1911 г. / Wikimedia / Коллекция Библиотеки Конгресса США

Раввином (от еврейского рав – «учитель», «наставник») называют человека, возглавляющего еврейскую религиозную общину синагоги, района или даже целого города.

Становление института раввинов произошло в Средние века. Первоначально главы вавилонской диаспоры назначали наставников и судей в местные общины. Примерно с X века, когда вавилонский центр пришел в упадок, общины начали самостоятельно искать и выбирать своих духовных наставников. 

Первоначально раввин не получал за свою работу никакого денежного вознаграждения, поскольку считалось, что Тору не следует преподавать за деньги. Соответственно, раввин зарабатывал на жизнь каким-нибудь ремеслом или торговлей. Постепенно, однако, произошла профессионализация:  Ашер бен Иехиэль (XIII в.), ставший раввином Толедо, получал от общины жалование; скорее всего, этот случай был далеко не единичным.

Со временем раввинство стало распространенной еврейской профессией, о чем красноречиво свидетельствует распространенность таких фамилий, как Рабинович, Рабин, Хахам (титул раввина у восточных евреев) и т.п.

Ниже мы расскажем о том, в чем заключалась роль раввина в прежние времена, и что происходит сегодня. 

Раввин - это еврейский священник?

Раввин. Автор: St. Bender. Мюнхен, Германия. Первая половина 20 в. / Yeshiva University Museum

Нет. Более того, трудно найти более неподходящее определение! Институт священства у евреев действительно есть: еврейские священники (коѓаним это потомки Аарона, брата Моше, которым было предоставлено исключительное право приносить жертвы. Пока существовал Храм, священники, естественно, главенствовали в религиозной, а временами и в политической жизни еврейского народа. Однако сегодня их особая роль сводится к нескольким церемониям, и непосредственного отношения к духовному руководству они не имеют, это обычные евреи-«миряне». 

В отличие от христианского священника, имеющего эксклюзивное право совершать определенные ритуальные действия («таинства»),  раввин обычный еврей, обладающий глубокими познаниями в еврейском законе. 

Иногда  синагоги и даже общины обходятся вообще без раввина. И, соответственно, раввином может стать любой еврей, доказавший свое знание и компетентность.

Как стать раввином?

Очень просто: досконально изучить еврейское религиозное право (Ѓалаху) и доказать свои знания известному знатоку Торы. Сегодня  будущие раввины обычно учатся в специальных религиозных учебных заведениях – иешивах или семинариях (неортодоксы). Но теоретически можно подготовиться и экстерном, занимаясь Торой с частными преподавателями.

Начиная с XV века от кандидатов на пост раввина стали требовать смиху письмо-рекомендацию известного знатока Торы, подтверждающего  уровень знаний предъявителя. На первых порах этот обычай вызвал определенные возражения некоторые ревнители увидели в нем подражание нееврейским обычаям. Однако со временем эта практика стала повсеместной.

Хотя раввинов принято изображать седобородыми старцами, в прошлом раввинский диплом нередко получали в очень юном возрасте. К примеру, будущий министр просвещения Израиля Бен-Цион Динур (Динабург, 1884-1973) стал раввином в 1902 году, когда ему было 18 лет. Рабби Иехиэль Яааков Вайнберг (1884-1966), впоследствии один из ведущих религиозных авторитетов Западной Европы, получил смиху в 19 лет, будущий советский нарком Семен Диманштейн – в 17 лет и т.д. 

Что делает раввин, получив диплом?

«Портрет раввина с молитвенным свитком». Исидор Кауфманн. / Wikimedia

Ищет работу. В прежние времена речь, чаще всего, шла о месте раввина какого-нибудь небольшого местечка. В наши дни большинство раввинов работает в общинах при синагоге.

Выборы раввина происходили по-разному. Иногда устраивали «смотрины» нескольким кандидатам. Если у прежнего раввина был достойный сын, место переходило по наследству (Дер Нистер, “Семья Машбер”):

В том же месяце нисане, в период Пасхи, скончался известный в городе раввин реб Дуди…Прежде чем засыпать могилу, прокричали, глядя в нее: «А сын твой Лейзер займет твое место… И город обязуется уважать его, потому как он того заслуживает».

В некоторых случаях место раввина просто покупалось. К примеру, в 1750 году богач Йеѓуда Сафра заплатил 37 тысяч злотых, чтобы его зять стал раввином Вильно – самой уважаемой еврейской общины тогдашней Польши.

В наши дни раввина обычно нанимает руководство общины или синагоги, по рекомендации или результатам собеседования. Если община слабая, раввина ей могут прислать. Иногда такой посланник фактически создает общину с нуля.

В чем заключалась работа раввина?

«Раввин может сказать, кошерно ли это». Иллюстрация Джейкоба Эпстайна. 1902 г. / Коллекция Библиотеки Конгресса США / Wikimedia

Как мы уже сказали, раввин знаток еврейского права. Поэтому в прежние времена  раввины, в основном,  отвечали на бесконечные вопросы своих прихожан, касающиеся кашрута, Субботы, семейных отношений…

Вот как это описывает писатель Менделе Мойхер-Сфорим в книге “Маленький человек”:

А, Беня! произносит раввин.
Что мне сказать? отвечает Беня.   Дремлю, слышу пик-пик-пик. Петух с курами клюют ломоть хлеба. Я хвать ложку и к курам. Слышу что-то выкипает на загнетке, вот я ложкой мясной не в кур а в молочный горшок…
А велик ли горшок? 
Больше моей головы.
Кошер! решает  раввин.
Вошла жена служки. Под мышкой у нее была простыня.  Хочу побеспокоить вас  вопросом по «женской части»…

Кроме того, раввины надзирали за резниками, а также нередко выступали в роли судей. 

В современном мире обязанности раввина куда разнообразнее, особенно в маленьких общинах. Там раввин порой оказывается мастером на все руки: ведет молитву, читает Тору, трубит в шофар, проповедует, руководит еврейской школой, и т.д.

Должен ли был раввин учить Торе?

Мордехай Розенблат, раввин г. Слоним. 1905 г. / CAHJP, RU-1225/1

Прежде это зависело от условий контракта. К примеру,  в договоре, подписанном неким Шаулем-Зелигом с кагалом Пружан, был такой пункт:

Мы обязуемся следовать его наставлениям. Он будет получать жалование в размере 5 рублей… До полудня он должен будет преподавать в синагоге.

Впрочем, многие раввины без всякого контракта проводили уроки Талмуда обычно для наиболее способных и продвинутых учеников. Порой вокруг раввина возникала иешива, привлекавшая не только местную молодежь, но и иногородних. К примеру,  рабби Яаков-Давид Виловский, став раввином Слуцка, в 1900 году создал там иешиву. 

Вот как это описано в "Мемориальной книге Слуцка":

«Голос Торы» доносился из каждой синагоги; в каждой молельне можно было найти юношей, самостоятельно изучающих священные книги. В иешивы поступали мальчики одиннадцати лет и старше. Большинство из них были уроженцами маленьких местечек в окрестностях Слуцка, но были и те, кто приезжал из Бобруйска, Мозыря и т.д.

В наши дни учить Торе – читать лекции, проводить уроки и т.д. – одна из главных обязанностей раввина. 

Были ли у раввина обязанности в синагоге?

Юдель Берштейн, последний раввин г. Горький. 1904 г. / CAHJP, RU-1225/2

В прежние времена очень мало. Обычно они сводились к тому, что раввин должен был произнести две проповеди в год: в субботу накануне Песаха (Шабат ѓа-Гадоль) и субботу накануне Судного дня (Шабат Шува). В первом случае он напоминал евреям о законах праздника, во втором – призывал к раскаянию.

Все остальные обязанности выполняли другие люди. За порядком богослужения следил синагогальный староста (габай), молитву вел кантор (хазан), проповеди же читал проповедник (магид). 

В XIX веке, под влиянием христиан, положение начало меняться:  сначала у реформистов, а затем и у ортодоксов раввины начали регулярно произносить проповеди. Обычно это происходит в Шабат (во время вечернего и/или утреннего богослужения) или в еврейские праздники. Отправной точкой такой проповеди чаще всего служит недельная глава. Вот как это описано в книге Гарри Кеммельмана “В субботу рабби остался голодным”:

В проповеди проводилась параллель между этим эпизодом и рассказом о жертвоприношении Авраама  отрывком из Торы, который читался во второй из десяти Дней покаяния.

Как складывались отношения раввина и общины?

Печать раввина города Харькова. 1903 г. / Wikimedia

По-разному. С одной стороны, раввин был «наемным служащим» кагала и сильно зависел от его руководства. В еврейской литературе сохранилось множество раввинских жалоб на произвол богатых купцов, откупщиков и других кагальных заправил.

С другой стороны, у  раввина было много средств, чтобы заставить повиноваться его решениям: штрафы, херем (исключение из общины), порой даже телесные наказания и лишение свободы. К примеру, раввин местечка Залудно, узнав о девице, которая не сберегла свою честь, постановил, что та должна заплатить штраф, после чего ее проведут по улицам местечка под стук барабанов. В другой раз, когда согрешил местный резник, раввин лишил его права на резку. Резник предложил заплатить штраф в 50 рублей, но раввин не согласился. Тогда резник пожаловался помещику, владевшему местечком, однако получил ответ: «Ваш раввин честный человек, другого такого не найти».В общем, все зависело от того, каким авторитетом пользовался раввин у своей общины. В этом смысле в наши дни ничего не изменилось.

На какие доходы живет раввин?

Американский исследователь Исаак Левитац приводит типичный контракт начала XIX века, заключенный раввином Шломо бен Хаимом с кагалом Белостока. Раввину было положено небольшое жалованье в неделю, а также бесплатная квартира и плата за «особые услуги»: «За каждую проповедь один золотой червонец; с каждой свадебной церемонии положенный процент». Другими источниками дохода служили  бракоразводные дела, судебные разбирательства, продажа подрядов, этрогов и многое другое.

В небольших общинах условия были, естественно, хуже: кое-где раввинам вовсе не платили, предоставляя взамен монопольное право торговать каким-нибудь ходовым товаром, например, керосином. Совсем бедные и вовсе платили своему раввину натурой. Йехезкель Котик (1847-1921), выросший в местечке Каменец, вспоминал о городском раввине:

Жалованья он получал три рубля в неделю и сидел день и ночь над Торой. Раввинша убеждала мужа просить прибавить ему хотя бы еще рубль в неделю, но он ничего не хотел просить. 

Современный раввин получает зарплату и плату за «требы». Многие подрабатывают преподаванием.

Раввином может быть только мужчина?

Регина Йонас, первая женщина-раввин. 1939 г. / Wikimedia

В стародавние времена все раввины были мужчинами. Это справедливо и для подавляющего большинства современных ортодоксальных общин.

У неортодоксальных течений – сначала у реформистов, а затем и консерваторов – в XX веке появляются раввины-женщины. Первой из них стала немецкая еврейка Регина Йонес, получившая раввинский диплом в 1935 году. В ноябре 1942 года она была арестована депортирована в концлагерь Терезиенштадт, где на протяжении двух лет проводила лекции и беседы на религиозные темы и оказывала духовную поддержку другим узникам. 12 октября 1944 года Йонас вместе с большинством заключенных Терезиенштадта отправили в Освенцим. 

Первой женщиной, не только получившей раввинский диплом, но и возглавившей общину, стала в 1972 году американка Салли Присанд. При всем либерализме и прогрессивности тогдашних американских реформистов, чтобы получить место раввина, ей потребовалось почти десять лет. 

Сегодня неортодоксальные женщины-раввины уже никого не удивляют. Несколько лет назад одной из них стала уроженка Украины Алина Трейгер.