Еврейская история XX века. СССР между Гражданской и Второй мировой войнами


Карту составили Марина Шунра Карпова и д-р Евгений Левин, преподаватели, методисты, переводчики, авторы нескольких учебно-методических пособий по преподаванию еврейской традиции и классических текстов.

Демография

Постановление о создании Еврейской автономной области. 1934 г. / Eao.ru

Поскольку после революции Польша и Прибалтика, где проживала значительная часть российского еврейства, стали независимыми, а Бессарабию захватила Румыния, еврейское население СССР, по сравнению с Российской империей, уменьшилось вдвое: в 1939 г. в стране проживало около 3 020 000 евреев.

Отмена черты оседлости и других ограничений привела к массовой миграции, прежде всего в большие города. 

В 1939-41 гг. в результате присоединения западной Украины и Белоруссии, Прибалтики и Бессарабии еврейство СССР увеличилось на 1 900 000 душ.

Занятость

Плакат ОЗЕТ. 1929 г. / Wolfsonian.org

Гражданская война подорвала традиционную экономику местечек. После недолгого периода НЭПа советская власть уничтожила частную торговлю и задушила индивидуальное кустарное производство. В результате евреям, как и остальным советским горожанам, пришлось стать рабочими и служащими. Поскольку еврейская молодежь стремилась к образованию, среди советских евреев становилось все больше врачей, инженеров, учителей и научных работников. 

В Крыму и Биробиджане  были предприняты попытки «посадить» евреев на землю, однако в большинстве сельское хозяйство их не привлекало.

Духовная жизнь

Советская власть вела непрерывное наступление на религию, в том числе на иудаизм. Закрывались синагоги, были ликвидированы хедеры и иешивы, раввины и другие «служители культа» попали в категорию лишенцев ( граждан, лишенных избирательных прав). В прессе и в школах не прекращалась атеистическая пропаганда.

Многие известные раввины эмигрировали. Некоторые (например, 6-й Любавичский ребе) пытались сопротивляться антирелигиозной политике, но силы были слишком неравны. 

К 30-м годам религиозная жизнь была разгромлена и частично ушла в подполье. Советское еврейство стало светским.

Еврейская культура

Афиша "Открытие летнего сезона Евмуздрамкомедии". Москва, СССР, 1920-е гг. / Wikimedia

Объявив беспощадную войну иудаизму, враждебно относясь к ивриту, советская власть в то же время поддерживала светскую еврейскую культуру на идише. На идише выходили книги и газеты, работали школы и клубы, ставили спектакли театры, самым известным из которых был ГОСЕТ во главе с Соломоном Михоэлсом. 

Несмотря на это, советское еврейство, особенно молодежь, стремительно, массово переходило на русский язык и участвовало в русскоязычной культурной жизни. Среди деятелей советского искусства евреев было непропорционально много.

Государственная политика

Советский политик Л.М. Каганович. Автор: Е.М. Лангман. 1939 г. / Elib.shpl.ru

В отличие от царской России, советское правительство не только решительно отказалось от государственного антисемитизма, но и боролось с антисемитизмом бытовым. Немало евреев занимало высшие государственные и военные посты (многие из них впоследствии стали жертвами репрессий). 

Для проведения советской политики на еврейской улице, говорившей на идиш, до 1930 года действовала Еврейская секция ВКП(б) (Евсекция). 

В рамках сельскохозяйственного переселения евреев на Дальний Восток в 1934 году была создана Еврейская автономная область.

Антисемитизм

Постер с празднованием объединения советских республик под руководством Сталина. Примерно 1936-1940 гг. / Wikimedia

Активное участие евреев в советском проекте, многочисленные евреи на видных ответственных постах – на фоне тяжелой жизни и массового недовольства новой властью (которую порой называли Центрожид) –‌ все это привело к росту антисемитских настроений. Как уже было сказано, советская власть боролась с ними довольно решительно и жестко, поскольку видела в них непосредственную угрозу новому строю. 

С другой стороны, обрусение и секуляризация привели к росту числа смешанных браков.

Гражданская позиция и политическая деятельность

Первая полоса газеты «Биробиджанер штерн». 1934 г. / Wikimedia

С победой большевиков все политические партии, в том числе национальные , постепенно прекратили свою деятельность. Многие их лидеры и активисты стали жертвами политических репрессий. Некоторые, впрочем, перековались и вступили в ВКП (б) – Евсекция, к примеру, во многом состояла из бывших деятелей еврейских социалистических партий.

Среди евреев были как сторонники, так и противники режима. Однако в целом советские евреи были лояльны новой власти, опасаясь, что в случае переворота их положение ухудшится.

Эмиграция

Групповое фото актёров театра «Габима». Автор Золтан Клюгер. 1942 г. / Национальная Фотоколлекция Израиля

После Гражданской войны советские границы оказались на замке, и эмиграция практически прекратилась.  Разрешения на выезд давались крайне редко. Правда, лицам, осужденным за сионистскую деятельность, в двадцатые годы иногда предлагали выбор: ссылка или высылка в Палестину.

Получив разрешение на загранпоездку, некоторые становились невозвращенцами, как, например, главный режиссер идишского еврейского театра Грановский или труппа ивритского театра «Габима», не вернувшаяся с гастролей. 

Небольшое количество евреев приехало в СССР для участия в биробиджанском проекте.