Еврейская история XIX века. Российская империя во второй половине века
Карту составили Марина Шунра Карпова и д-р Евгений Левин, преподаватели, методисты, переводчики, авторы нескольких учебно-методических пособий по преподаванию еврейской традиции и классических текстов.
Демография
Подавляющее большинство русских евреев продолжали жить в городах и местечках черты оседлости. В то же время начинает расти и еврейское население внутренних губерний: одни переселялись туда легально (в том числе, благодаря тому, что власти расширили список лиц, имеющих право жительства вне черты), другие – незаконно, рассчитывая на авось и коррумпированность русской полиции.
Согласно переписи 1897 года, в России проживало 5 миллионов 189 тысяч евреев, из них 4 миллиона 800 тысяч – в черте оседлости.
Занятость
Основная масса евреев по-прежнему занималась мелкой торговлей и ремеслами. Вместе с тем, развитие капиталистических отношений привело к появлению еврейского пролетариата, например, в ткацкой промышленности.
Новые экономические возможности позволили некоторым евреям (чаеторговцу Высоцкому, сахарозаводчику Бродскому, железнодорожному магнату Полякову…) нажить огромные состояния. Вместе с тем упадок традиционной экономики, не выдерживавшей конкуренции с фабричным производством, а также усиление конкуренции из-за роста численности населения привели к обеднению значительной части еврейских низов.
Духовная жизнь
Большая часть русских евреев оставалась религиозной. Россия по-прежнему славилась своими иешивами; хасидские цадики содержали роскошные дворы и имели множество последователей. Тем не менее, во второй половине XIX века начинается и постепенно набирает обороты процесс секуляризации. Все больше евреев получают формальное или неформальное светское образование и перестают соблюдать заповеди.
Довольно много евреев крестилось: реже – по убеждению, чаще – ради вступления в брак или из желания лучшей жизни.
Еврейская культура
Во второй половине XIX века у русских евреев появляется полноценная светская культура. Вернее, даже несколько культур: на иврите, идише и русском. Начинают выходить еврейские газеты и журналы (на всех трех языках). В литературу приходят писатели, впоследствии ставшие классиками: Менделе Мойхер-Сфорим (Абрамович), Перец Смоленскин, Шолом-Алейхем (Рабинович)… В семидесятые годы Абрам Гольдфаден создает профессиональный еврейский театр (на идиш).
По мере секуляризации и ассимиляции для все большего числа евреев «своей» культурой становится русская.
Государственная политика
При Александре II положение русских евреев улучшилось, однако равноправия они так и не получили. Политика же Александра III была откровенно антиеврейской. К старым ограничениям добавились новые, например, процентная норма в учебных заведениях. Евреев практически не принимали на госслужбу, не присваивали им офицерских чинов. Единственным способом получить «равноправие» было крещение.
Цель официальной политики идеолог последних царствований Победоносцев сформулировал так: «Треть евреев вымрет, одна выселится, одна треть бесследно растворится в окружающем населении».
Антисемитизм
Во второй половине XIX века антисемитизм чем дальше, тем больше становится уделом консерваторов и реакционеров. Тем не менее антисемитские высказывания позволяли себе и некоторые прогрессивные деятели, обвинявшие евреев в «хищнической эксплуатации» или стремлении к нечестной наживе любой ценой.
В 1881-82 годы в южных губерниях прокатилась волна еврейских погромов. Погромщиков подогревала юдофобская печать; ходили слухи, что царь разрешил громить евреев. Недостаточно энергичные и своевременные действия властей убеждали громил в правомерности их действий.
Политическая деятельность
Политика царского правительства, антисемитизм, а также знакомство с русской прогрессивной и радикальной мыслью привели к тому, что евреи начинают примыкать к революционному движению. Среди шести приговоренных за убийство Александра II была одна еврейка; среди семи создателей первой марксистской группы – два еврея. В 1897 году был создан Бунд – первая российская социал-демократическая партия.
Разумеется, среди еврейских деятелей были не только революционеры и социалисты, но и либералы, мечтавшие о мирном обновлении и конституции.
Эмиграция
Бедность, антисемитизм и особенно погромы вызвали массовую еврейскую эмиграцию, благо железные дороги и океанские пароходы сделали ее более доступной. Эмиграцию негласно поощряло правительство: как заявил министр Игнатьев, «западная граница для евреев открыта».
Основная масса эмигрантов осела в США, прежде всего в Нью-Йорке. Однако бывших русских евреев можно было встретить на всех континентах.
Небольшие группы энтузиастов отправились в Палестину и создали там несколько поселений, фактически положив начало сионистскому возрождению страны.