Еврейская история XX века. Российская империя до 1917 года
Карту составили Марина Шунра Карпова и д-р Евгений Левин, преподаватели, методисты, переводчики, авторы нескольких учебно-методических пособий по преподаванию еврейской традиции и классических текстов.
Демография
Согласно переписи 1897 года, в Российской империи проживало 5 215 805 евреев (4% от общего населения страны), а к 1914 г. их количество выросло до шести миллионов. 94% российских евреев проживало в западных губерниях, входивших в черту оседлости, и в Царстве Польском.
По мере увеличения числа евреев, имевших право жить вне черты оседлости (купцов первой гильдии, ремесленников, лиц с высшим образованием), постепенно росли еврейские общины во внутренних губерниях.
Занятость
Русские евреи были преимущественно горожанами: около половины еврейского населения проживало в городах, около 30% — в местечках, и лишь 18% — в сельской местности.
39% евреев занимались торговлей, как правило, мелкой и розничной, еще 35% — ремеслами. Немало русских евреев были «людьми воздуха», то есть не имели постоянных надежных заработков.
По мере модернизации и индустриализации в России возник еврейский пролетариат. Кроме того, постепенно возрастало число представителей свободных профессий: врачей, юристов, инженеров и т.д.
Духовная жизнь
Подавляющее большинство русских евреев продолжало вести традиционный образ жизни и придерживаться заповедей иудаизма. Синагога и дом учения оставались центрами духовной жизни.
Вместе с тем, на еврейской улице набирала силу секуляризация, прежде всего среди образованных классов. Поступив в гимназию или университет, даже дети из религиозных семей обычно выходили оттуда законченными безбожниками. Многие молодые люди теряли веру под влиянием прочитанных книг или знакомства с представителями «передовой интеллигенции».
Еврейская культура
Родным языком подавляющего большинства русских евреев оставался идиш. В конце XIX – начале XX века на языке идиш возникает высокая культура, в полной мере соответствующая европейским стандартам: литература, театр, пресса…
Хотя иврит оставался преимущественно языком Торы и богослужения, он постепенно, но неотвратимо становился также языком современной секулярной культуры.
По мере ассимиляции все больше евреев принимало участие в русской культурной жизни, в качестве как потребителей, так и создателей ее контента.
Государственная политика
Вплоть до революции российкие евреи (лица иудейского вероисповедания) страдали от официальной политики государственного антисемитизма: черта оседлости, процентная норма, невозможность поступить на государственную службу. От большей части этих ограничений избавляло крещение, однако в последние предреволюционные годы законодательство все чаще принимало расовый характер, то есть распространялось и на крещеных евреев и даже их потомков.
Николай II, последний русский император, не скрывал своих антисемитских взглядов и противился улучшению правового положения евреев.
Антисемитизм
Помимо государственного, русские евреи страдали и от бытового антисемитизма (нередко, впрочем, подогревавшегося казенной пропагандой). Порой дело оканчивалось кровавыми погромами, как в Кишиневе в 1903-м и во многих городах во время первой русской революции.
В 1911 году киевский еврей Бейлис был обвинен в ритуальном убийстве. К счастью, процесс окончился оправданием.
В годы Первой мировой войны множество российских евреев было выселено из прифронтовой полосы по подозрению в нелояльности.
Политическая деятельность
Политически активная часть российского еврейства была настроена оппозиционно (что, в общем, не удивительно): евреи сочувствовали либо либеральным, либо радикальным или социалистическим идеям. Немало евреев входило в руководство практически всех оппозиционных партий.
В 1905 году евреи получили избирательное право. Во всех четырех думах депутаты-евреи присоединялись к оппозиционным фракциям, обычно – к кадетам.
Значительным влиянием на еврейской улице пользовались прежде всего социалистические еврейские (Бунд) и сионистские.
Эмиграция
Политика дискриминации, антисемитизм, погромы, а главное, бедность привели к массовой еврейской эмиграции. Подавляющее большинство российских евреев отправлялось за океан, прежде всего в США. Немало выходцев из России осели в других странах Старого и Нового Света.
Лишь небольшая часть русских евреев – преимущественно сионистская, идеалистически настроенная молодежь – эмигрировала в Палестину (так называемая вторая алия). Репатрианты исповедовали принцип еврейского труда, создали первые кибуцы, а в 1909 году основали Тель-Авив.