Еврейская история XX века. Постсоветская Россия


Карту составили Марина Шунра Карпова и д-р Евгений Левин, преподаватели, методисты, переводчики, авторы нескольких учебно-методических пособий по преподаванию еврейской традиции и классических текстов.

Демография

Церемония торжественного открытия третьего Московского Еврейского Кинофестиваля. Автор: DB Franco. 2017 г. / Wikimedia

Согласно последней советской переписи населения (1989), в РСФСР проживало 570 тысяч евреев. Массовая эмиграция (см. ниже), а также низкая рождаемость и огромный процент смешанных браков привели к резкому сокращению еврейского населения: по переписи 2010 года – всего 157 тысяч.

Впрочем, поскольку графы «национальность» в документах больше нет, подсчет евреев весьма затруднителен. Поэтому, помимо результатов переписи, есть и другие цифры – ФЕОР (Федерация еврейских общин России), к примеру, насчитала в России миллион евреев.

Занятость

Программисты в офисе Яндекса. Автор Алишер Хасанов / Flickr.com

Как и в советские времена, большинство российских евреев проживает в крупных городах. А поскольку евреи по-прежнему остаются одной из самых образованных наций, основная масса русских евреев работает в соответствующих сферах.

С переходом экономики на рыночные рельсы немало евреев нашло себя в бизнесе, в том числе крупном.  Больше половины подписантов знаменитого письма крупнейших представителей российского финансового бизнеса в защиту Ельцина оказались евреями: Березовский, Гусинский, Ходарковский, Фридман и Малкин. 

Духовная жизнь

Молельный зал Московского еврейского общинного центра. Автор Lidogoster / Wikimedia

Уже в годы перестройки были сняты все ограничения на религиозную жизнь, включая еврейскую. Евреям начали возвращать здания синагог (а также было построено много новых), в стране появились иешивы, религиозные школы, миквы, кошерные рестораны и другая религиозная инфраструктура. 

Ведущую роль в российской религиозной жизни играет Хабад; представитель этого течения, Берл Лазар, стал главным раввином России.

Несмотря на колоссальные усилия и средства, вложенные в религиозное возрождение, большинство российских евреев остались светскими. 

Еврейская культура

Еврейский музей и центр толерантности. Москва, Россия, 2003 г. / Wikimedia

Уже в последние советские годы все ограничения, сдерживавшие развитие еврейской культуры, были сняты. В постсоветской России возникло множество самых разных еврейских культурных проектов: книгоиздательства, театры, музеи, журналы, научные экспедиции, курсы изучения еврейских языков…

Несмотря на все эти усилия, российское еврейство осталось практически полностью русскоязычным, еврейских языков либо не знают вовсе, либо знают на самом минимальном уровне. Соответственно, для большинства еврейская культура остается «гарниром» к «основному блюду» – русскоязычной культуре.

Государственная политика

Ни одно из постсоветских российских правительств не было замечено в каком-либо государственном антисемитизме, каких-либо попытках стеснить или ограничить национальную и религиозную еврейскую жизнь или ограничить еврейскую эмиграцию. Евреи занимали и занимают самые ответственные посты, входили и входят в ближайшее окружение руководителей страны (например, раввин Берл Лазар или бизнесмен Ротенберг). 

Дипломатические отношения с Израилем были восстановлены еще при Горбачеве. На протяжении всей постсоветской истории российско-израильские отношения оставались достаточно конструктивными.

Антисемитизм

Марш русских националистов. Автор неизвестен. 2008 г. / Wikimedia

В постсоветской России, разумеется, были и есть антисемиты и антисемитские организации, выходят многочисленные антисемитские издания, время от времени случаются неприятные инциденты вроде нападения на синагогу или осквернения еврейского кладбища. Даже высокопоставленные политики порой позволяют себе высказывания, которые трудно оценить иначе как антисемитские. 

Тем не менее, антисемитизм стал достаточно маргинальным явлением, и российские евреи, в общем и целом, чувствуют себя в безопасности.

Гражданская позиция и политическая деятельность

Митинг на проспекте Сахарова. Автор Bogomolov.PL. Москва, Россия, 24 декабря 2011 г. / Wikimedia

На излете советской власти евреи активно поддерживали демократическое движение, выступавшее, среди прочего, против государственного антисемитизма и за свободу эмиграции. Среди лидеров первых российских демократов было немало евреев. 

В постсоветской России евреи поддерживают самые разные политические силы и движения. Сегодня среди них есть как сторонники нынешней власти, так и участники оппозиционных движений. Несколько евреев (например, Михаил Ходорковский) были осуждены в ходе процессов, несомненно имевших политическую подоплеку.

Эмиграция

Премьер-министр Ицхак Рабин с новыми репатриантами из России. Автор Ohayon Avi. 27 апреля 1994 г. / Flickr.com

Уже при Горбачеве были сняты все ограничения на эмиграцию. В результате страну покинули сотни тысяч евреев: одни уезжали по национальным соображениям, другие в поисках лучшей жизни, третьи – опасаясь грядущего хаоса… Многочисленные русскоязычные еврейские общины возникли в Израиле, США, Германии, Канаде и других странах.

Евреи продолжают уезжать и из современной России, хотя далеко не в таких количествах, как из позднего СССР. После каждого очередного экономического или политического кризиса эмиграция немного возрастает.