Первые евреи России


Рассказывают Марина Шунра Карпова и д-р Евгений Левин, преподаватели, методисты, переводчики, авторы нескольких учебно-методических пособий по преподаванию еврейской традиции и классических текстов.

Что мы знаем о евреях Киевской Руси?

Фрагмент картины Уильяма Холмана Ханта "Нахождение спасителя во храме", 1860 год, Бирмингемский музей и художественная галлерея / Wikimedia.org

К сожалению, очень мало. Несколько упоминаний в летописях, памятниках церковного права и других текстах – вот, пожалуй, и все. Никто не знает, сколько евреев было на Руси, как они попали на Русь (на этот счет есть несколько гипотез, но ни одна из них не доказана) и на каком языке они говорили между собой. Единственное, о чем, пожалуй, можно сказать с уверенностью – евреи в домонгольской Руси были, и тогдашние русичи знали о них не только из книг и богослужебных текстов. 

Первый подлинный документ, свидетельствующий о существовании еврейской общины в Киеве, относится к Х веку. Это рекомендательное письмо, выданное местными евреями некому Яакову бен Хануке. Согласно письму, прежде Яаков ни в чем не нуждался, и даже сам охотно помогал другим («был тем, кто дает, а не тем, кто берет»). Однако затем он стал поручителем своего брата, который одолжил денег у иноверца и был убит разбойниками, не успев выплатить долга.

В каких городах жили евреи?

Макет древнего Киева, столицы Руси, в XI веке. Автор фотографии stvo99 / FotoTerra.ru

Еврейский район Жиды, примыкавший к Западным, или Жидовским воротам, издревле существовал в Киеве. Жидовские ворота упоминаются в летописи дважды, оба раза – в связи с расположением войск во время осады города. В 1124 году еврейский квартал сильно пострадал от пожара. 

Евреи также жили в Чернигове. До нас дошло имя по крайней мере одного черниговского еврея – некого Иче (или Ица), который в своих деловых поездках добирался до Англии, где был известен как Ysaak de Russia – Исаак Русский. Судя по всему, он неплохо знал русский язык и даже использовал это знание, предложив оригинальное, хотя и не слишком приличное объяснение библейского термина ибум (левиратный брак): «В стране Тирас, т.е. на Руси, совокупление называют yebum».

В летописях и других источниках также есть упоминания о евреях Владимир-Волынского. В XIII веке местная община была обласкана князем Владимиром Васильковичем. Поэтому,  когда князь умер, евреи, по  словам летописи,  плакали как после разрушения Храма.

Чем занимались первые евреи в России?

Торг в стране восточных славян. Картины по русской истории. Сергей Васильевич Иванов, 1909 год, Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого / Wikimedia.org

На этот счет мы можем только гадать. Рабби Эфраим из Бонна (1132-1200) упоминает двух еврейских купцов, одним из которых был некто рабби Биньямин Щедрый из Владимира (Волынского), однако мы не знаем, было это правилом или исключением.

В раннем средневековье евреи принимали участие в работорговле. У Титмара Мерзебургского (975-1018), например, мы читаем, что в 1009 г. маркграф Гунцелин был обвинен в том, что продал иудеям-работорговцам немало семей зависимых крестьян; из IX в. до нас дошло и несколько официальных документов, дававших иудеям право торговать рабами во Франкском государстве, и т.д. 

Значительная часть рабов поступала на рынки из славянских земель, включая Русь. Однако именно русским евреям ловить в этом бизнесе было нечего. Русичи обычно попадали в рабство в результате набегов кочевников: печенегов, половцев и др., которые, естественно, не покупали будущих невольников, а просто брали их в полон.

Что мы знаем о духовной жизни русских евреев?

К сожалению, очень мало. В нескольких средневековых текстах упоминается еврейский мудрец по имени Моше ми-Киев – Моисей Киевский.  В Книге Праведного (Сефер га-яшар) он назван учеником рабейну Тама – внука Раши и величайшего галахиста своего времени. 

Отдельные русские евреи добирались и до сефардских иешив. Известно имя одного из них – некого Синая, который, приехав учиться в Толедо, там и остался до самой смерти.

До нас дошла по крайней мере одна книга, с большой вероятностью написанная русским евреем того времени. Это комментарий к Торе Сефер русена (Книга Русена), датируемый 1124 г., и принадлежащий перу р. Шмуэля из Руси. 

Рабби Ицхак из Вены (1200-1270) жаловался на низкий уровень религиозного образования среди русского еврейства: «Bо многих общинах в Польше, на Руси и в Венгрии, где из-за нужды нет своих ученых людей, нанимают знающего человека, который становится и кантором, и наставником, и учителем для их детей».

Занимались ли евреи миссионерством?

Великий князь Владимир выбирает веру. Иван Эггинк, 1822 год / Wikimedia.org

Единственный источник, позволяющий сделать такое предположение – легенда о выборе веры князем Владимиром. Согласно летописи, обратить князя также пытались и евреи, заявившие Владимиру: 

Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере.  Христиане же веруют в того,  кого  мы распяли, а мы веруем в  единого  Бога  Авраамова,  Исаакова  и  Иаковля.  И спросил Владимир: «Что у вас за закон?». Они же  ответили:  Обрезаться,  не есть свинины и заячины, соблюдать субботу.

Дальнейший разговор мы, пожалуй, приведем в изложении «Сатирикона»:

Ваша страна где находится? спросил их Владимир.
Страны у нас нет! ответили евреи. У нас только есть черта оседлости.
А где ваша «черта оседлости»?
Там, где угодно министрам внутренних дел. Теперь наша «черта» — Вильно, Ковно, Бердичев…
А Киев?
Киев вне «черты». Впрочем, министр внутренних дел…
Владимир не дал евреям договорить.
Не хочу я быть зависимым от министра внутренних дел. Идите с Богом.

Каков был правовой статус первых евреев России?

Княжеский суд. Василий Иванович Суриков, 1874, Государственная Третьяковская галлерея / Wikimedia.org

В противовес тогдашнему законодательству Европы, древнерусские юридические памятники («Русская правда» и др.) не содержат никаких особых статей, касающихся евреев (в отличие, например, от варягов). Евреи не упоминаются даже в Уставе Владимира Мономаха – своде законов, касающихся ростовщичества и процентов по ссудам, то есть той сферы, в которой средневековые евреи были весьма активны. Аналогичную картину мы наблюдаем в дошедших до нас международных договорах, регулировавших права и обязанности приехавших на Русь иноземных купцов: нет никаких указаний, как поступать, если один из торговцев окажется евреем. При этом о поездках еврейских купцов на Русь источники знают:  к примеру, в XII веке через Киев ехал на восток знаменитый еврейский путешественник Петахия из Регенсбурга:

Сначала он вышел из Регенсбурга, своей родины, пошел оттуда в Прагу, главный город Богемии; из Праги отправился в Польшу; из Польши в Киев, что в Руси.

Древнерусское законодательство не знало ни специальных еврейских клятв, ни каких-либо ограничений, касающихся проживания или рода деятельности.

Был ли на Руси антисемитизм?

Ответ на этот вопрос зависит от определения. К примеру, «Церковный устав великого князя Ярослава» содержит такое правило: 

Аще жидовин…с рускою будеть… митрополиту 8 гривень, а руска понята в дом церковный. Аще кто с … жидовкою блуд сътворить,  а не лишится, от Церкви да отлучится...

По нынешним меркам, безусловно, антисемитизм. Однако это правило соответствовало не только духу времени, но и тогдашним еврейским представлениям. 

Если же говорить об антиеврейском насилии, то такой случай известен ровно один: в 1113 году, после смерти князя Святополка Изяславича, в Киеве началось восстание, в ходе которого «кияни же разъграбиша дворъ Путятинъ, тысячького, идоша на жиды и разграбиша я».

Что стало поводом для погрома, неизвестно, возможно, привилегии, данные евреям князем, или же их ростовщичество. В любом случае, для киевской элиты это стало ЧП, и знатные киевляне срочно послали в Чернигов за Владимиром Мономахом, чтобы он поспешил в Киев и навел порядок. 

Как относилась к евреям русская церковь?

Преподобный Феодосий Печерский с житием в 14 клеймах, XVII век / Государственный Русский музей / Wikimedia.org

Хотя евреев на Руси было мало, и миссионерством они не занимались, домонгольская церковь вела ожесточенную полемику с иудаизмом. Уже первый памятник русской литературы, «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, по сути, является антииудейским полемическим трактатом. Феодосий Печерский регулярно ходил в еврейский квартал, где спорил с евреями о вере.

Русская антииудейская полемика неизменно оставалась корректной. Русские церковники никогда не обвиняли евреев в убийстве младенцев, отравлении колодцев и других подобных грехах, и не призывали ни к насилию, ни к изгнанию, ни к ограничению прав евреев. 

В отличие от Западной Европы, на Руси никогда не пытались крестить евреев насильно. Даже князь Андрей Боголюбский, отличавшийся крутым нравом,  привлекал  иноверцев исключительно красотой храмов и богослужения:

Бывало, купец приходил из Царьграда иль из иной стороны, и он говорил: «Введите в церковь его и в палаты, пусть видят истинное христианство!» — и принимали крещенье и болгары, и евреи, и любые язычники, увидев славу Божью и украшенье церковное!

Изгоняли ли евреев из Киевской Руси?

Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. Алексей Данилович Кившенко / Wikimedia Commons

Василий Татищев, историк XVIII века, утверждал:

Когда же князи съехались на совет у Выдобыча, после долгих рассуждений уставили закон таков: «Ныне из всей Русской земли всех жидов со всем их имением выслать и впредь не впускать; а если тайно войдут, вольно их грабить и убивать». И послали по всем градам о том грамоты, по которым везде их немедленно выслали, но многих по городам и на путях своевольные побили и разграбили. С сего времени жидов в Руси нет, и если кто из них приезжает, народ их грабит и убивает.

Однако, поскольку известно, что еврейские купцы ездили на Русь и после 1113 года,  историки полагают эти слова Татищева недостоверными. Как предположил Владимир Петрухин, известие об изгнании евреев могло быть позаимствовано из какого-нибудь украинского хронографа XVII века, автор которого хотел продемонстрировать современникам, как поступал с евреями лучший из русских князей, и как, соответственно, следует поступать им самим.

Других упоминаний об изгнаниях древнерусских евреев нет. 

Какой вывод мы можем сделать?

Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. Алексей Данилович Кившенко, 1880 год, Центральный военно-морской музей / Wikimedia Commons

Хотя скудость источников не позволяет увидеть всей полноты  картины древнерусской еврейской жизни, одно можно сказать точно: положение русских евреев было куда лучше, чем во многих других странах. Как писал британский историк Клиер:

Очень показательно сравнение с тогдашней Европой. Убийственное безумие крестовых походов никогда не охватывало Киевскую Русь. В России не было ничего подобного распространенным в Западной Европе обвинениям, будто евреи отравляют колодцы и разносят чуму. Бытовавший в Англии культ Св. Хью из Линкольна в XIII в. распространился по всей Западной Европе, но миновал Россию. В России отсутствовало распространенное отождествление евреев с дьяволом, которое сделалось значительным культурным феноменом на Западе. В России не было соответствий антиеврейским стереотипам, которые фигурировали в средневековых мираклях, либо в церковном искусстве и архитектуре

Впоследствии ситуация изменится: будут погромы, изгнания,  черта оседлости, процентная норма… Но все это произойдет намного позже, после того, как монголо-татарское нашествие сметет древнерусский порядок, на обломках которого возникнет новое русское государство.