Что мы узнали из недельной главы Мишпатим?
Вот несколько вещей, которые мы узнаем из недельной главы «Мишпатим», которую читали в синагогах в эту субботу:
1. Еврею неправильно быть рабом. Если есть человек, который добровольно просится в рабство, ему надо оставить на теле заметный позорный знак.
Если раб скажет: “люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю”, tо пусть приведет его господин его пред судей и подведет его к двери или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и будет он служить ему век.
2. Муж обязан не только содержать жену, но и предоставлять ей секс. Если у него несколько жен, он обязан предоставлять всем, включая нелюбимую жену.
Если же другую возьмет себе, то ее не должен лишать пищи, одежды и сожития с нею. А если он трех этих вещей не сделает для нее, то пусть она уходит даром, без выкупа.
3. Плод в чреве женщины на любом сроке – не живой человек, соответственно аборт – не убийство.
И когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но опасности не будет, то тот наказывается выкупом, какой наложит на него муж той женщины, и он платит через судей.
4. Клятва – действенный элемент гражданского судебного процесса.
Если отдаст кто ближнему своему осла или быка, или овцу, или какую-либо скотину на сбережение, а она падет или будет покалечена, или похищена, а очевидца нет, клятва пред Господом да будет между обоими, что не простер руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен это принять, а тот не будет платить.
5. Убийство в рамках необходимой обороны – допустимо, в том числе ради обороны третьего лица. От человека, убивающего ради необходимой обороны, ожидается применение здравого смысла при оценке реальности опасности.
Если при подкопе замечен будет вор, и побит будет так, что умрет, то нет за него вины крови. Но если сияло над ним солнце, то за него вина крови.
Когда он пробирался в дом, преодолевал препятствия, стоящие на его пути, и ясно, что он готов убить хозяина в случае сопротивления. Поэтому здесь вор рассматривается как “преследователь”, которого разрешено убить ради спасения своей жизни. Однако если вор проникает в дом через существовавший ранее пролом в стене, этот закон к нему не применим. (Раши на это место).
В комментариях к закону, приведенном в другой недельной главе, Ки Теце, мудрецы так же разъясняют, что попытка изнасилования приравнивается к покушению на убийство, и в рамках необходимой обороны можно убить не только покушающегося на убийство, но нападающего с целью изнасилования (см. Раши на Дварим, 22:26).
6. Нечаянное убийство – достаточно серьезное преступление, чтобы обречь виновника на изгнание, но недостаточное, чтобы казнить его как убийцу.
Кто ударит человека так, что тот умрет, да будет он предан смерти. Но если кто не злоумышлял, а Бог подвел ему под руку, то Я тебе назначу место, куда ему убежать.
7. Соблазнение несовершеннолетней девицы – не повод для убийства ради чести семьи, виновник должен заплатить семье денежную компенсацию.
И если обольстит кто девицу, что не обручена, и ляжет с нею, то должен веном приобрести ее себе в жену. Если отказывается ее отец выдать ее за него, то да отвесит тот серебра, соответственно вену девиц.
8. Искривлять суд в пользу бедных столь же неправильно, как и в пользу богатых.
Не следуй за большинством на зло и не отзывайся в тяжбе, кривя судом, лишь бы клониться к большинству. И нищему не потворствуй в тяжбе его.
Григорий Идельсон
Опубликовано в блоге автора.