Четыре зверя Даниэля: предыстория Хануки
Праздник Ханука является постбиблейским; о нем свидетельствуют такие источники, как Маккавейские книги, Иосиф Флавий, Талмуд и т.д., созданные через несколько веков после того, как, согласно традиционной версии, были отредактированы самые поздние из библейских книг. Вместе с тем многие исследователи полагают, что самые ранние еврейские упоминания об антигерое Хануки, Антиохе Эпифане и его указах, мы находим уже в самом позднем из библейских текстов – книге Даниэля. Эта книга предлагает теологический взгляд на происходящие события, а так же дает читателям надежду на благополучный исход.
Книга Даниэля состоит из двух частей. Первые шесть глав представляют собой рассказы о жизни и деятельности заглавного героя при дворе вавилонских и персидских царей. Следующие шесть глав содержат описания четырех апокалиптических видений Даниэля, в котором загадочным языком, с помощью ярких, запоминающихся образов описывается прошлое, настоящее и будущее четырех царств, а так же объясняется связь между земным и горним миром, и место еврейского народа в этой космической схеме.
Даниэль сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.
И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: “встань, ешь мяса много!”
Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.
После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Древний днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь.
Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.
Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.
И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок.
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы сын человеческий, дошел до Древнего днями и подведен был к Нему.
И ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится.
Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня.
Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков».
Даниэль, 7:2-18
Четыре царства, которые Даниэль видел в образе зверей, это, соответственно, Ассирия, Вавилон, Персия и Греция – которой, согласно книге Даниэля, предстоит стать последней из земных империй, падения которой ознаменует наступление царства божьего,
В другом видении Даниэля описывается противостояние между Персией и Грецией:
Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после.
Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался.
Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами.
Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей.
И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него.
Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных….
Овен, которого ты видел с двумя рогами, это цари Мидийский и Персидский.
А козел косматый – царь Греции, а большой рог, который между глазами его, это первый ее царь; он сломился, и вместо него вышли другие четыре: это – четыре царства восстанут из этого народа, но не с его силою.
Там же, 8:4-8, 20-21
Нет никаких сомнений, что «большой рог», сокрушивший персидского «овна» – не кто иной, как Александр Македонский, захвативший Персидскую империю. Соответственно, четыре сменивших его «рога» – это диадохи, полководцы Александра, поделившие его империю после смерти великого завоевателя. С точки зрения еврейской истории наибольший интерес представляют, естественно, династии, основанные военачальниками Селевком Никатором и Птолемеем Лагидом, правившими, соответственно, в Сирии и Египте – поскольку эти государства постоянно воевали за обладание Землей Израиля. Исследователи полагают, что один из таких конфликтов упоминается в 11 главе книге Даниэля: правителя Сирии автор называет «царем севера», а его противника, соответственно, царем юга.
Десять рогов четвертого зверя, соответственно, олицетворяют сменяющих друг друга правителей одного из этих государств, последним из которых является «небольшой рог», который «говорил высокомерно». Среди ученых существует консенсус, что речь идет о селевкидской Сирии, а «небольшой рог» – соответственно, Антиох IV. (Не совсем понятно, является ли число десять точным – если считать Александра Македонского или узурпатора Гелиодора, Сирией действительно правило десять правителей – или же просто символическим круглым).
По словам Писания, «небольшой рог» сокрушил три других «рога». Исследователи полагают, что речь здесь может идти о брате Антиоха IV Селевке IV (правил в 187-175 до н.э.) и его сыновьях Антиохе и Деметрии, которые имели больше прав на престол, чем их дядя. Однако Селевк был убит полководцем Гелиодором, а Деметрий находился в это время в Риме, в качестве заложника, что позволило Антиоху IV взойти на престол.
Бюст Антиоха IV Эпифана. Старый музей, Берлин
Согласно книге Даниэля, «небольшой рог» не ограничился дерзкими речами, но начал кощунствовать и угнетать поклоняющихся Творцу:
И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.
Даниэль, 7:25
Это утверждение полностью соответствует сказанному в Маккавейских книгах о запретах некоторых еврейских обрядов (в том числе связанных с регулированием еврейского календаря), а также о репрессиях против тех, кто, вопреки царским указам, продолжал соблюдать заповеди:
Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли, и чтобы не допускались всесожжения и жертвоприношения, и возлияние в святилище, чтобы ругались над субботами и праздниками и оскверняли святилище и святых, чтобы строили жертвенники, храмы и капища идольские, и приносили в жертву свиные мяса и скотов нечистых, и оставляли сыновей своих необрезанными, и оскверняли души их всякою нечистотою и мерзостью, для того, чтобы забыли закон и изменили все постановления. А если кто не сделает по слову царя, да будет предан смерти.
I Маккавеев, 1:44-50
Войцех Статтлер, Мученики Маккавейские
Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные. И жертвенник наполнился непотребными, запрещенными законом вещами. Нельзя было ни хранить субботы, ни соблюдать отеческих праздников, ни даже называться иудеем. С тяжким принуждением водили их каждый месяц в день рождения царя на идольские жертвы, а на празднике Диониса принуждали иудеев в плющевых венках идти в торжественном ходе в честь Диониса. Такое повеление вышло и соседним эллинским городам, чтобы они так же действовали против Иудеев и заставляли их приносить идольские жертвы, а не соглашавшихся переходить к эллинским обычаям убивали.
II Маккавеев, 6:4-9
Таким образом, книга Даниэля, с большой вероятностью, содержит наиболее ранний рассказ о ханукальных событиях, о которых рассказывается в форме апокалиптических видений. Точнее сказать, в ней описаны гонения Антиоха IV, однако нет даже намека на спровоцированное ими восстание. Иными словами, можно предположить, что эта глава была написана в 167-64 годах до н.э. В те годы евреи, видимо, представляли себе спасение исключительно в форме непосредственного божественного вмешательства. О том, что свободу вероисповедания и национальную независимость возможно приобрести своими силами, автор и его окружение, видимо, даже не помышляли.
Так что редакторы еврейской Библии были в чем-то правы, поместив книгу Даниэля в раздел Ктувим («Писания»), а не Невиим («Пророки»).