Бааль-шем (целитель)
Уже в XVII-XVIII веках в некоторых еврейских общинах были свои врачи с университетским образованием (евреям разрешали учиться медицине в некоторых университетах). Однако таких докторов, естественно, было очень мало, да и пользы от тогдашней медицины было не очень много. Поэтому люди лечились кто во что горазд, в том числе у бааль-шемов («повелителей Имени) – целителей, врачевавших болезни с помощью амулетов и заклинаний, содержащих различные имена Всевышнего.
Самый известный на сегодняшний день бааль-шем – безусловно, Исраэль бен Элиэзер (Бешт). Как свидетельствуют архивные документы, будущий основоположник хасидизма был официальным бааль-шемом еврейской общины Меджибожа, и получал за это жалование.
Был у р. Шмерла обычай, что даже тогда, когда жена рожала дочь, ездил он к Бешту, брал у него амулет и давал ему два червонных или больше, ибо был он в то время купцом, и имелось у него три тысячи злотых. А когда родился у него тот самый сын, поехал он к Бешту, чтобы взять у него амулет по своему обычаю.
Шивхей Бешт
Если Бешта при жизни знали только в родной Подолии, то другой бааль-шем, Самуил Фальк (1710–1782), поселившийся в Лондоне, получил всемирную известность. Истории о чудесах, совершенных Фальком, передавались из уст в уста. Блюдо, которое он заложил в ломбарде, чудесным образом оказалось в его доме. С помощью заклинания он мог наполнить чулан отборным углем. Когда во время поездки у его кареты отвалилось колесо, оно само покатилось вслед за экипажем. Во время большого пожара, угрожавшего синагоге, Фальк остановил пламя, написав на дверях четыре еврейских буквы (скорее всего, непроизносимое имя Всевышнего), и т.д.
Джон Копли, Портрет Самуила Фалька
Еврейские просвещенцы (маскилим) застали последних бааль-шемов. Естественно, в их глазах это были шарлатаны, наживающиеся на невежестве и суевериях еврейских масс:
В это время приехал в город знаменитый баал -шем {Баал -шем нечто в род знахаря, пользующий от всех недугов , преимущественно от нечистой силы, падучей болезни и пр., разными амулетами и таинственными кабалистическими средствами.} Эта несчастная обратилась к нему, чистосердечно разсказала ему о своем несчастии и просила его о помощи. Если ему удастся помочь ей от неминуемаго несчастия, то она будет за него вечно Богу молиться, кроме того, что она ему заплатит за труды. Он ей сказал, что он подозревает у нея весьма опасную штуку; но, во всяком случае, предупредить какую-бы ту ни было опасность — для него сущая безделица, потому что он не какой-нибудь шарлатан, а настоящий баал -шем , знающий хорошо свое дело. По осмотре пациентки, он нашел, что ея опасения не напрасны, что ей и ея плоду угрожает неминуемая опасность; что мнимая черная свинья совсем не была свиньею, а это был потомок адскаго племени, нечистой силы, Хербуфилисцтополонь, который всегда преображается в нечистых животных, для того чтобы ему удобнее было проникнуть в чрева дочерей Израиля, в то время когда оне должны быть чистыми из чистейших . Вообще же, если углубляться в глубь кабалистики, то придем к тому заключению, что нечистых животных совершенно не существует ; существует только одна нечистая сила, в противуположность которой существует чистая сила и проч. и проч. до безконечности. Услуги свои он может предложить не менее как за 50 злотов , дешевле никак нельзя, потому что у него будет с ней очень много возни…..
Та, разумеется, согласилась, лишь бы избавиться от проклятаго Хербуфилисцикополона. Баал -шем написал на квадратном куске пергамента родже хон киломе сунули и нарисовал на его четырех углах изображение с особенными знаками {Оригинал этого замечательнаго амулета (камеа) хранится еще в Сеченовском музеуме древностей, в числе прочих редких исторических памятников.}, велел зашить этот пергамент вместе с вишневым зернышком , которое он ей дал, в кору и носить на шее; потом он велел достать совершенно чернаго петуха, зарезать его на перекрестке пред восходом солнца, распороть его, вынуть оттуда что-то, сварить из него бульон и пить его пред сном по чайной ложке. Разумеется, все это было буквально выполнено.
Николай Пружанский, Возникновение достопримечательного города Cеченовки
Сегодня профессиональных бааль-шемов практически не осталось. Как писала Наталья Кончаловская,
Прошла пора знахарского
Леченья на печи,
Народу служат преданно
Учёные, врачи.
Даже самые богобоязненные иудеи предпочитают лечиться у профессиональных медиков (среди которых есть немало религиозных евреев). Однако поскольку наука не всесильна, а суеверия сильны, в трудных случаях многие и сегодня обращаются заодно к раввинам или каббалистам, славящимся своими молитвами, благословениями и/или амулетами.