Царица Эстер: от Палестрины до рок-оперы
В конце 15 века в Италии, Франции, Испании и Германии появляются первые многоголосые песнопения, в большинстве своем – на библейские тексты. В 16 веке уже появляются первые гениальные многоголосные – полифонические – сочинения, и появляется устойчивая музыкальная форма – мотет. Это многоголосное вокальное произведение с литургическим содержанием и первая в истории музыки попытка не идти за публикой, но вести ее за собой. Мотет сложен для восприятия массами и демонстрирует мастерство создателя и исполнителей. Средневековый французский музыковед Иоанн де Грокейо писал о мотете: «Этот вид музыки не следует исполнять в присутствии простого народа, который не способен оценить его изысканность и получить удовольствие от слушания. Мотет исполняется для образованных людей и вообще для тех, кто ищет изысканности в искусствах».
Среди основателей полифонической музыки выделяются четыре настоящих гения – голландцы Жоскен Депре и Орландо Лассо, англичанин Уильям Берд и итальянец Джованни Палестрина. Палестрина – город, в котором в 1525 году родился Джованни Пьерлуиджи, зовущийся в последние 500 лет именем родного места. Палестрина начал свой путь в музыке в хоре мальчиков родного города, а завершил композитором и капельмейстером Сикстинской капеллы. В 1594 году композитор скончался, был похоронен с почестями в Новой капелле близ Собора Святого Петра в Риме, а на его надгробии было написано «Князь музыки». Среди написанных им 300 мотетов есть мотет для пяти голосов на текст из книги Эстер, опубликованный в 1575 году.
Композитор и певец эпохи барокко Алессандро Страделла родился между 1639 и 1644 годами в Болонье, начал карьеру в церковном хоре в Риме, а уже в 26 лет был одним из известнейших композиторов и исполнителей в Италии. Оратории Страделлы повлияли на «главного» ораториального композитора барокко Генделя. В 1682 году Страделла был убит в Генуе. Его смерть окружена легендами, в которых рассказывается о том, что многочисленные любовные похождения Страделлы привели его к гибели от ножа наёмного убийцы, подосланного знатным соперником. В 1670 году композитор представил публике ораторию Ester – Liberatrice del Popolo Hebreo («Эстер – избавительница еврейского народа») на либретто Лелио Орсини. А вашему вниманию эта оратория предлагается в исполнении солистов, хора и оркестра Il Concerto под управлением Лука Франко Феррари. Главные партии: Эстер – Сильвиа Пикколо, Мордехай – Вики Норрингтон, Аман – Рикардо Ристори.
Композитор и органист Антонио Лотти всю жизнь, с 1667 по 1740 годы прожил в Венеции и с 20 лет служил в соборе Святого Марка. Был великолепным педагогом, воспитавшим знаменитых мастеров Марчелло и Галуппи. С 1717 по 1719 годы Лотти выезжал в Дрезден, где руководил итальянской капеллой. По возвращении из Дрездена он стал писать исключительно литургическую музыку, но до поездки Лотти успел написать 24 оперы и 8 ораторий, исполнявшихся в Венеции, Дрездене и Вене. В 1714 году в Вене состоялась премьера оратории Лотти L’umilta coronata in Esther («Эстер – увенчанное смирение») на либретто Пьетро Париати, фрагмент которой мы предлагаем послушать. Это дуэт Sempre fido, sempre grato (Всегда доверяю, всегда благодарен) сопрано и контратенора. Исполнители – Нуриа Риаль, Валер Сабадус и Камерный оркестр Базеля.
Классик французского барокко Жан Батист Моро (1656 – 1733) был придворным композитором при дворе Людовика ХIV и прославился темя, что воспитал знаменитых композиторов Клерамбо, Дандрие и Монтеклера, а также своей музыкой к двум драмам Расина – «Эстер» и «Афалия». Давайте послушаем фрагмент из музыки к «Эстер». Исполнители – оркестр Collegium musicum de Paris, хор Chorale de l’École alsacienne, дирижер Жорж Акуар, солисты Фави Амиэль, Клауди Санева, Лили Ласкин и Марсель Шарбонье.
Якоб Сараваль, раввин общины португальских евреев в Амстердаме, в 1759 году был командирован в Лондон на премьеру оратории Генделя «Эстер» (о ней речь пойдет позже)в Ковент-Гардене. Восхищенный музыкой и текстом, Сараваль перевел либретто на иврит. Уроженец Австрии, композитор Кристиан Йозеф Лидарти (1731-1795) написал музыку на текст Сараваля в 1774 году. Нету точных свидетельств о премьере оратории в Амстердаме, однако в те годы композиторы не писали столь масштабных сочинений « в стол», поэтому, позволю предположить, что премьера состоялась. А вот после оратория была забыта, как многие сочинения в любой эпохе, исполнявшиеся «дважды» – в первый раз и в последний. В 1999 году музыковед Исраэль Адлер нашел партитуру «Эстер» Лидарти в библиотеке португальской синагоги Амстердама «Эц хаим», после чего современная премьера состоялась в Израиле. Исполнителями были солисты и Иерусалимский оркестр барокко под управлением Давида Шемера. На предлагаемой нами записи фрагмент оратории в исполнении ансамбля MIRYAM под руководством дирижера Дилана Зауэрвальда в Бостоне.
Август Карл Диттерс – один из крупнейших венских музыкантов 18 века. Друг Глюка, Гайдна и Моцарта, участник совместного струнного квартета с Гайдном и Моцартом (игравший там первую скрипку!), композитор, дирижер, написавший за почти 60 лет множество музыки в разных жанрах – около 120 симфоний(!), оперы, оратории, камерные сочинения, инструментальные концерты… В наше время исполняются его концерты для арфы, контрабаса и альта. Большинство сочинений забыто. В 1773 году придворный композитор князя Бреслау получил дворянский титул, после чего стал именоваться Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф. В том же году в Вене состоялась премьера его оратории La Liberatrice del Popolo Giudaico nella Persia («Освобождение еврейского народа в Персии») или «Эстер». Вашему вниманию предлагается хор «Персия и Израиль». Будапештский хор мадригалов, камерный оркестр «Ференц Лист», дирижер Ференц Шекерес.
В рассказах о Библии в музыке Георг Фридрих Гендель играет, бесспорно, главную роль. Двенадцать ораторий, сочиненных по танахическим сюжетам – больше не написал никто из «классиков» – композиторов, без которых история музыки была бы иной или, попросту, не состоялась. Недавно в Израиле состоялось исполнение оратории Генделя «Эстер» на иврите, о чем на нашем сайте есть специальная статья «Эстер» Генделя на иврите». Здесь же мы расскажем о истории создания оратории.
Великого композитора вполне логично принято считать немецким, ибо он был немцем, родился, учился и уже стал известным в Германии. Но в Англии его считают крупнейшим отечественным композитором, и не без основания. (Среди «истинных» англичан в 400-летней истории академической музыки фигурируют лишь Берд, Перселл, Элгар и Бриттен). В течение трех лет в Италии блистательно обученному композитору и органисту было не очень уютно – немецкий стиль был чуждым для итальянцев, а увлеченность Генделя оперным жанром не имела выхода в Риме по причине папского запрета. Композитор переключился на оратории и кантаты, которые были успешно приняты и публикой и коллегами, но и здесь, вероятно, крайне честолюбивому художнику было тесно в окружении Корелли, Марчелло, отца и сына Скарлатти.
В 1710 году Гендель по приглашению одного мецената приезжает в Ганновер и сразу становится капельмейстером при дворе ганноверского курфюрста Георга I, которому предстояло стать королём Великобритании. Спустя несколько месяцев композитор получает разрешение посетить Лондон и впервые отправляется в столицу Британского королевства. Английская музыка была в упадке, приезжий Гендель был представлен королеве Анне и удостоился её благосклонности. 24 февраля 1711 года в «Театре Ее Величества» триумфально прошла премьера его оперы «Ринальдо», написанной еще в Италии, и принесла ему славу первоклассного композитора. В июне того же года Гендель, правда, вернулся в Ганновер, но с целью возможно быстрее снова вернуться, уже в Лондон. В Ганновере театра не было, «Ринальдо» поставить не удалось, зато удалось подружиться с принцессой Каролиной – будущей королевой Великобритании. Поздней осенью 1712 года Гендель во второй раз едет в Лондон, получив разрешение от своего работодателя жить там сколько угодно, но обязательно вернуться. Он не вернулся и прожил в Лондоне до конца жизни, 47 лет, лишь несколько раз выехав в Германию для набора немецких вокалистов в свою труппу.
К моменту написания оратории «Эстер», Гендель был абсолютно главной музыкальной фигурой королевского двора Великобритании. Возможно, поэтому композитор был уже вправе не только выполнять чужие заказы, но и предлагать собственные проекты. С лета 1717 до весны 1719 года Гендель по приглашению герцога Чендосского жил в его замке Кэннонс, руководил домашним оркестром герцога и писал музыку. В том числе в Кэннонсе он сочинил свою первую ораторию на танахический сюжет «Аман и Мордехай», вошедшую в историю под названием более поздней редакции – «Эстер».
Есть предположение, что композитор заинтересовался сюжетом после посещения пуримшпиля в Венеции. К нему добавим, что отношение к текстам ТАНАХа (конечно, называемого христианами «Ветхим заветом») в англиканском Лондоне было более достойным, чем в католической Италии, поэтому в Венеции мог лишь состоятся пуримшпиль в гетто, а в Англии – оратория в большом зале, за которую герцог Чендосский заплатил Генделю тысячу фунтов (огромную сумму!). Еще добавим, что в те годы была очень популярна пьеса «Эстер» Расина, ставшая основой для либретто оратории Генделя, написанного Александром Поупом и Джоном Арбатнотом.
Премьера состоялась в Кэннонсе 20 августа 1718 года. Примерно за год до этого в Лондоне впервые прозвучала музыка, оказавшаяся главным хитом Генделя – «Музыка на воде». Не место здесь пересказывать известную историю премьеры, лишь подчеркнем, что одна из главных тем сюиты схожа с темой одной из арий, сопровождаемых группой валторн, впервые введенных композитором в ораториальную партитуру. Вашему вниманию предлагается запись оратории под руководством одного из ведущих дирижеров, специализировавшихся на аутентичном исполнении старинной музыки, Кристофера Хогвуда (1941 – 2014). Маэстро дирижирует хором и оркестром «Академии старинной музыки» (лондонского коллектива, основанного и постоянно возглавляемого им), хором мальчиков Вестминстерского кафедрального собора и группой выдающихся солистов – Патрицией Квелла (Эстер), Энтони Ральф-Джонсоном (Ахашверош), Яном Партриджем (Мордехай) и Дэвидом Томасом (Аман).
В ХIХ веке композиторов «Книга Эстер» не привлекала, интерес к ней возник после Второй мировой войны. Композитор, пианист и дирижер Ганс Герман Мейеровиц (более известный, как Ян Мейеровиц) родился в 1913 году в Германии, учился композиции и дирижированию в Берлине у Цемлинского и в Риме у Респиги, Казеллы и Молинари. В 1938 году Мейеровиц по понятным причинам оказался в Бельгии, откуда бежал во Францию и удачно провел годы войны в подполье. В 1946 году Мейеровиц уехал в США, где увлекся поэзией Ленгстона Хъюза, написав на его либретто две оперы – «Барьер» (о межрасовых столкновениях в южных штатах) и, в 1956 году, «Эстер». В 1988 году композитор вернулся в Европу и провел последние 10 лет жизни во Франции. В перечне его сочинений еще несколько опер, хоровые и вокальные произведения на стихи Малларме, Рембо, Роберта Геррика, Китса, Каммингса, концерт для флейты с оркестром, струнный квартет. Увы, в сети пока записей музыки Мееровица немного, и среди них нет опер.
Зато совсем недавно появилась группа Rock Tanach (на иврите она называется רק תנ”כ, поэтому возможна игра слов: группа, записывающая музыку исключительно на танахические сюжеты), опубликовавшая в 2017 году в мировой сети рок-оперу «Эстер».
А чуть раньше, 28 февраля 2010 года, в Нью-Йорке состоялась премьера детской оперы «Царица Эстер» Альберта Маркова. Композитор значительно более известен, как скрипач. Он родился в 1933 году, учился у легендарных педагогов – Столярского, Лещинского и Янкелевича, был лауреатом международных конкурсов имени королевы Елизаветы в Брюсселе и Чайковского в Москве, 15 лет был педагогом Гнесинского института в Москве, а после переезда из СССР в США стал профессором Манхэттенской школы музыки. С молодых лет Альберт Александрович увлекался композицией – написал Камерную симфонию, концерт для скрипки с оркестром, другие пьесы в различных жанрах. «Царица Эстер» – его первое сочинение в области музыкального театра. Послушайте и посмотрите фрагменты постановки.
Ян Тирсен – бретонский мультиинструменталист, композитор-минималист и певец. Играет на скрипке, фортепиано, аккордеоне, гитарах, виолончели, ударных… Он родился в 1970 году, успешно учился музыке до 14 лет, затем все бросил, сломал скрипку, купил электрогитару, собрал группу и стал сочинять музыку. Группа распалась, но Ян купил примитивный микшерский пульт и стал записывать музыку сам, играя на разных инструментах. Постепенно приходила известность в определенных кругах, но в 2001 году его музыку услышал кинорежиссер Жан-Пьер Жене и пригласил его написать музыку к фильму Amélie. Так пришла мирская слава. С тех пор Тирсен – популярный композитор и исполнитель, работающий в студии и дающий концерты. В 2006 году в концертной программе под названием “On Tour” появилась пьеса «Эстер», которую мы приводим здесь в студийной и концертной версиях.