Царь Соломон и стрельба в мертвое тело
В европейских средневековых миниатюрах, гравюрах и даже в живописи иногда встречается любопытный сюжет. Изображено дерево, на котором висит труп. Два молодых человека стреляют в него из лука, третий юноша отказывается это дело, а еще рядом сидит король. Что тут происходит, что за трагическая история тут скрывается?
На самом деле она никакая не трагическая, а выдуманная целиком из головы и весьма назидательная. Помните, в Ветхом Завете была история: к царю Соломону привели двух женщин, одного живого младенца и одного мертвого. Надо было разобраться, кто чья мать, потому что обе предъявляли на живого. И тогда Соломон озвучил одно из своих фирменных “соломоновых решений”: разрубите живого ребенка пополам, и отдайте каждой из теток по половине. Проявил, короче, глубокое знание человеческой психологии. Потому что фальшивая мать мстительно согласилась с таким “справедливым” дележом, а настоящая, чтобы спасти жизнь своей кровинушке, заявила: “ок, признаю, это не мой ребенок, отдайте его ей целиком, главное только, чтоб живым”.
Рафаэль, Суд Соломона
Вот и наша история про живую (вернее, сильно мертвую) мишень — она из той же оперы. Происходит она тоже из еврейского фольклора – из Талмуда. В средневековой Европе она стала весьма популярной и обросла жестокими деталями, которых не было в исходном варианте.
Итак, легенда (самая популярная версия которой находится в сборнике Gesta Romanorum), примерно звучит так. Жил-был король, и было у него три сына. А потом он умер, а завещание оказалось странным: мол, привяжите мое мертвое тело к дереву и устройте соревнование — кто метче всех стреляет, кто в сердце ближе всех попадет. Пусть судьи рассудят, а победитель унаследует мой престол.
Миниатюра 16 века (Pierpont Morgan Library, MS M.218)
В судьи позвали соседа, царя Соломона (в некоторых версиях он, впрочем, остается безымянным).
И действительно, устроили этот аттракцион, где три принца натянули свои луки, навострили стрелы, и начали соревноваться, кто метче всех попадет в труп покойного папы-короля.Но при этом напомню то, что вы наверняка забыли (ибо кого сегодня, в наш ультрасовременный век, такая дремучая чепуха волнует). Напомню, что “Почитай отца своего” является одной из 10 заповедей, а конкретно пятой…
Посмотрел судья на все это соревнование, пригорюнился, наверно, о своих сыновьях от многолюдного гарема задумался. А тут на спортивной площадке случилась заминка: третий сын заявил, что он добровольно выходит из соревнования и отказывается принимать участие в этом конкурсе. Два других брата обрадовались — одним конкурентом меньше, и позвали судью быстренько изучить подвешенный труп: кто из них оказался метче?
Франческо Баккьякка, 1523
Анонимная немецкая гравюра 16 века.
Так что судья взял и заявил внезапно: победителем соревнования я объявляю того из принцев, кто отказался стрелять! Потому что лишь он проявил сыновнюю почтительность, не повелся и не стал оскорблять тело отца. Этот принц и получит корону!
Христианские моралисты толковали эту средневековую сказку, как конфликт между жадностью и сыновним почтением (благочестием, потому что почтение к отцу является аллегорией почтения к Богу).
Кстати, вам не кажется теперь, по прочтении этой истории, что в нашей сказке про Царевну-лягушку, где три сына по приказу отца-царя берут стрелы и отправляются стрелять, изначально могла выглядеть как-то иначе, пожестче?
Софья Багдасарова
Опубликовано в блоге автора
Книги Софьи Багдасаровой можно приобрести в интернет-магазинах Озон, Лабиринт и Читай-город.