Борис Шац и Бецалель
В разделе Торы, который читали в синагогах в прошлую субботу, рассказывается о Бецалеле сыне Ури, мастере, изготовившем утварь скинии. Однако для многих современных израильтян имя «Бецалель» ассоциируется не столько с Храмом, сколько с художественной школой, которую создал в Иерусалиме художник Борис Шац.
Залмен-Бер Шац родился в декабре 1866 года в местечке Ворно Ковенской губернии. Как и положено хорошему еврейскому мальчику того времени, он поступил в йешиву в Вильно. Однако с юных лет Шаца тянуло к искусству, и в 1883 году он поступил в местную школу рисования. А в 1887 году произошла судьбоносная встреча с Марком Антокольским, знаменитым скульптором, приехавшем в Вильно навестить родителей. Шац показал Антокольскому свою работу – фигурку молящегося еврея в талите. Восхищенный Антокольский уговорил Залмена-Бера поступить в санкт-петербургскую Академию художеств, и добился, чтобы юноше дали стипендию.
Со временем Шац стал известным художником. По приглашению болгарского князя Фердинанда он поселился в Софии, где стал одним из организаторов создания государственной Рисовальной школы, впоследствии — Болгарская национальная художественная академия, которую и возглавил.
Борис Шац
Судьбоносным для Шаца стал 1903 год, когда в Кишиневе произошел кровавый погром. Шац увлекся идеями Герцля, а на 7-м Сионистском конгрессе в Базеле (1905) Борис Шац выступил с предложением основать в Палестине художественную школу, где молодое поколение евреев могло бы обучаться всем видам изящных и прикладных искусств.
Не ограничившись призывами, в 1906 году Шац отправился в Иерусалим, где открыл Школу искусства и ремесел Бецалель. По замыслу художника, новая школа должна была действовать в русле еврейской традиции, и в то же время быть современным художественным заведением. Свой «Бецалель» Шац считал неотъемлемой частью еврейского возрождения Земли Израиля.
Историческое здание школы “Бецалель”
На создание иерусалимской художественной школы откликнулись многие еврейские деятели. В их числе был и рабби Авраам-Ицхак Кук, будущий главный раввин Палестине. В своем Обращении к руководителям общества еврейского искусства «Бецалель» он, в частности, писал:
Наш народ можно сравнить с девочкой – любимой дочерью своих родителей, которая после долгой болезни вдруг открыла глаза, ее пальцы зашевелились как бы ища чего-то, и послышался слабый голос: «Мама, мама, дай мне куклу, мою любимую куклу!». Радость и ликование, все счастливы – отец и мать, братья и сестры: «Маленькая Шошана просит куклу. Слава Богу, это хороший знак. Болезнь в самом деле оставила ее». Теперь и у доктора есть надежда, что Шошана вырастет и превратится во взрослую девушку. Кукла – это только первая ее просьба, за ней последует множество других. Ее душа и тело будут крепнуть день ото дня, она потребует лекарства и еду, платье, книги, и помощь в ученье, и многое-многое другое. А сейчас у отца и матери слезы счастья на глазах: «Ах, маленькая Шошана просит куклу!». А братья и сестры хлопают в ладоши и пляшут от радости.
Возлюбленный Иерусалим, столица Израиля – ты и есть шошана («лилия»), растущая в ущельях, драгоценная дочь Циона. Ты была больна тяжелой и продолжительной болезнью, имя которой – изгнание детей из твоих пределов. Многие сыновья утратили твердость духа и потеряли надежду на твое выздоровление. Но вот жизненные силы начинают проникать в изможденное тело, и, едва придя в себя, ты тянешься к красоте, к искусству, к прекрасному.
Образ библейского Бецалеля был очень важен для Шаца. Своего сына он назвал в честь легендарного мастера. А в годы I Мировой войны, когда турецкие власти заставили художника переехать в Галилею, он написал «Отстроенный Иерусалим», роман-утопию о том, как библейский Бецалель оказался в Палестине в 2018 году, и обнаружил здесь евреев и арабов, живущих в мире и согласии и посвятивших свою жизнь искусству. Даже третий Храм, подробно описанный в романе, стал у Шаца не местом совершения жертвоприношений, но художественным музеем!
В своем творчестве Борис Шац постоянно обращался к еврейским и библейским темам. В 1903 он создал два бронзовых рельефа, ставшие впоследствии самыми известными его произведениями: «Встреча субботы» и «Гавдала» (бронза). В Палестине центральное место в его произведениях занймут образы великих евреев прошлого — эскиз к статуе «Моисей со скрижалями» (1918, гипс), бронзовые рельефы «Иеремия» (1911) и «Исайя» (1918). В 1920-е годы Шац создал известные скульптурные портреты современных еврейских деятелей: Герцля, Бялика, Жаботинского, Бен-Йегуды и т.д.
Борис Шац, Пророк Иеремия
В 1932 году, отправившись США для сбора пожертвований, Борис Шац скончался. Школа «Бецалель» в Иерусалиме на некоторое время закрылась. Однако «не было бы счастья, да несчастье помогло»: в Палестину прибыло несколько еврейских художников, бежавших из гитлеровской Германии. Благодаря одному из них, Мордехаю Наркису (1898—1957), долгое время сотрудничавшему с Шацем, в 1935 году в Иерусалиме была открыта «Новая школа Бецалель».
Александр Элькин