next perv

Библейский Иосиф: поиски исторического прототипа



Первые попытки отождествить библейского Иосифа (Йосефа) с известным историческим лицом принадлежат египетскому жрецу и историку Манефону эпохи Птолемеев. В своем историческом сочинении «Египтика», дошедшем до нашего времени лишь в виде цитат в сочинениях других древних авторов, Манефон сообщает, что в эпоху фараона Аменхотепа (т. е. в период 18-й династии) «прокаженные и другие нечистые» избрали своим предводителем верховного жреца храма Осириса в Гелиополе по имени Озарсиф. Фараон изгоняет прокаженных во главе с Озарсифом из страны, и те отправляются в Ханаан, где заключают союз с недавними завоевателями Египта гиксосами. Объединившись, гиксосы и прокаженные во главе с Озарсифом вторгаются в Египет, изгоняют Аменхотепа и его сына Рамсеса и правят страной 13 лет с исключительной жестокостью, по истечении которых фараон возвращается и вновь изгоняет их, а Озарсиф принимает имя «Моисей».

Вслед за Манефоном версию об изгнании евреев, отождествляемых с прокаженными, повторяют философ и историк 1в. н. э. Херемон Александрийский, египетский грамматик и философ Апион Оасийский и Тацит.

Иосиф Флавий, критикуя эту версию, подвергает острой критике как отождествление последователей Моисея с прокаженными, так и идею о египетском происхождении Моисея, отмечая, в частности, что в образе «предводителя прокаженных» Озарсифа-Моисея явно сочетаются черты Моисея и Иосифа (у Херемона исходом из Египта руководят два лидера – Моисей и некто Пентесеф), тогда как, согласно Пятикнижию, Иосиф жил за 4 поколения до Моисея.

Определенное сходство с историей Йосефа некоторые египтологи усматривают в биографии сирийца Ирсу, визиря, ставшего в начале 13 в. до н. э. правителем нижне-египетского города Таниса, при тираническом правлении которого объединенные им соплеменники «относились к богам, как к людям, не правились жертвоприношения в храмах», а весь Египет платил Ирсу подать.

Фигура Озарсифа вызывает у ряда египтологов также ассоциации с эпохой правления фараона Эхнатона (Аменхотепа IV) и его «монотеистической» религиозной реформой. Эта теория легла в основу одной из сюжетных линий «Иосифа и его братьев» Томаса Манна (Jan Assmann: Thomas Mann und Ägypten. Mythos und Monotheismus in den Josephsromanen , C. H. Beck München 2006).

Зигмунд Фрейд также воспользовался «эхнатоновской» теорией в своем знаменитом трактате «Этот человек Моисей».

 Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV)

В 1889 году на о. Сехель был обнаружен памятник эпохи Птолемеев, названный «Стелой Голода». Текст стелы повествует о семилетней засухе, разразившейся в период правления фараона III-й династии Джосера. Фараон обращается за советом к мудрому жрецу Имхотепу, который объясняет ему, что засуха и вызванный ей голод наслал на страну бог Хнум, храм которого пришел в запустение. По приказу Джосера храм и регулярные жертвоприношения в нем восстанавливают, и голоду приходит конец. Ответ приходит к Имхотепу во сне, что, вместе с упомянутыми в тексте семью годами голода навело первых исследователей стелы на ассоциации с библейским Иосифом, хотя позднее эта версия была отброшена (P. Barguet: La stèle de la famine à Séhel. Institut français d´archaéologie orientale – Bibliothéque d´étude Paris, volume 34. Cairo 1953).

Довольно курьезна относительно недавняя попытка объявить еще одним кандидатом на роль Йосефа Юйа (Иуйа, Юаа) – свекра фараона Аменхотепа III, деда фараона-реформатора Эхнатона и прадеда Тутанхамона. Несмотря на нецарское происхождение, Юйа и его супруга Туйа, очевидно, пользовавшиеся при жизни большим влиянием, были похоронены в Долине Царей. Прекрасная сохранность мумий Юйа и Туйа позволяют явственно различать черты их лиц. Характерными особенностями внешности Юйи являются его орлиный («семитский») профиль, довольно нетипичный для египтянина, и очень светлые волосы. Возможно, по происхождению он был знатным митаннийцем или сирийским принцем.

Английский писатель и египтолог 1-3 трети 20 в. Артур Вейгелл в своей книге «Жизнь и время Эхнатона» замечает, что судя по внешности, Юйа, «высокий человек… с огромным орлиным носом, похожим на сирийский … отличался властностью и волевым характером… У него было лицо ветхозаветного пророка…».

Очевидно, отталкиваясь от этой характеристики внешности Юйи, журналист Ахмед Осман в своей книге “Stranger in the Valley of the Kings: Solving the Mystery of an Ancient Egyptian Mummy”. — Harpercollins, 1988. — 171 с) идет дальше и отождествляет Юйю с Иосифом, совершенно игнорируя тот факт, что, согласно Танаху, евреи, покидая Египет, забрали с собой в Ханаан «кости (т. е. мумифицированные останки) Йосефа», завещавшего это перед смертью своим потомкам.


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение


 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.