Библейский бестиарий: צפרדע –’цфардэа’
Единственный библейский сюжет с непосредственным участием цфардэа (мн. ч. – цфардэим)– животного, единодушно идентифицированного как лягушка (она же жаба, согласно переводам на славянские языки), – это вторая казнь Египетская:
«И сказал Господь Моше: зайди к Паро и скажи ему: так сказал Господь: «отпусти народ Мой, чтобы послужили они Мне». Если же ты отказываешься отпустить, то вот, Я поражаю всю область твою цфардэим. И воскишит река цфардэим, и они подымутся и войдут в дом твой и в спальню твою, и на постель твою, и в дом рабов твоих, и народа твоего, и в печи твои, и в квашни твои; И на тебя, и на народ твой, и на всех рабов твоих подымутся цфардэим. И сказал Господь Моше: скажи Аарону: простри руку твою с посохом твоим на реки, на потоки и на озера; и наведи цфардэим на землю Египетскую. И простер Аарон руку свою на воды Египетские; и вышли цфардэа, и покрыли землю Египетскую. Но то же сделали и волхвы чарами своими; и навели цфардэим на землю Египетскую. И призвал Паро Моше и Аарона, и сказал: помолитесь Господу, чтобы Он удалил цфардэим от меня и от народа моего; и я отпущу народ, и пусть принесут жертвы Господу. И сказал Моше Паро: назначь мне сам, когда помолиться мне за тебя и за рабов твоих, и за народ твой, чтобы истребить цфардэим у тебя и из домов твоих, чтобы остались они только в реке. И сказал он: на завтра. И тот сказал: по слову твоему, дабы ты узнал, что нет подобного Господу, Богу нашему. И удалятся цфардэим от тебя и от домов твоих, и от рабов твоих, и от твоего народа; только в реке они останутся. И вышел Моше и Аарон от Паро; и воззвал Моше к Господу о цфардэим, которых Он навел на Паро. И сделал Господь по слову Моше. И вымерли цфардэим из домов, из дворов и из полей. И собрали их многими грудами, и воссмердела земля» (Шмот 8:1-14).
Эта же «земноводная» катастрофа упоминается и в Псалтири:
«Наслал Он на них… цфардэим – и они губили их» (Теилим 78:45);
«Кишела страна их цфардэим, в комнатах их царей» (Теилим 105:30)
В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (1891), кроме перечисления неприятностей, причиняемых жабами, указывается следующее:
«Должно еще заметить, что этою казнью было наказано суеверие египтян. Жаба почиталась у них священным животным и в их священных изображениях она часто представлялась сидящею на водяной лилии, или лотосе. Таким образом их священное животное сделалось орудием Божеского наказания».
Во многом благодаря именно этому, поэтически сильному библейскому описанию нашествия сих амфибий, формируется народное негативное отношение к жабам. При этом в средневековой бестиарной литературе та символика, что связана с образом жабы, не всегда носит отрицательный характер. Вот примеры некоторых символических обозначений из славянских бестиариев:
– истинный монах,
– христиане, терпящие гонения,
– унылый человек,
– нерадивый монах,
– еретик,
– ропщущие люди.
В иудаизме лягушка рассматривается исключительно как представитель «шерец’а», то есть мелких некошерных животных, которые могут в тех или иных случаях служить «осквернителем ритуальной чистоты». Вот как серьезно, например, к этой проблеме подходит Мишна:
«Шерец и лягушка в общественной области – то же самое, когда там кусочек трупа (величиной не менее, чем с оливку) или кусочек падали (величиной не менее, чем с оливку), или кость от трупа, или кость от падали…» (трактат «Техарот», 5:1).
А наиболее отрицательную оценку бедной лягухе дал известный швейцарский натуралист Конрад Геснер (1516-1565):
«Животное это совершенно холодное и влажное, это есть воплощение всего отравленного, ужасного и вредного. Если животное это раздразнить, то оно приходит в ярость и брызжет на своего врага ядовитой слизью, которая просачивается с ее кожи, даже дыхание ее ядовито, взгляд смертоносен: от них человек бледнеет, сохнет и делается безобразным» («История животных»).
Именно к эпохе Возрождения и складываются прекрасные легенды о мистических свойствах этих тварей и их склонностях к перевоплощению. Кстати, тот же Геснер рассказывает жуткую историю про монаха, которого поцеловала жаба. Правда, никто ни в каких принцев и принцесс не превратился, только герой чуть не умер от ужаса…
Не исключено, что масла в огонь подлили и распространенные в свое время этимологические толкования, объясняющие слово «цфардэа», как гибрид еврейских слов «ципора» (птица) и «дэа» (мудрость), нашедшие отражения и в современной литературе:
«Пишут: в заводи, у сточных ям Кидрона
Полужаба живет, полуворона.
С пятой звездой из жижи сточной
Полупрыгает-полулетит к Стене Восточной…»
(М.Король «Колодец святой Елены»)
Род Настоящие лягушки (Rana)
Относится к семейству бесхвостых земноводных Ranidae (Настоящие лягушки). Типичным представителем, имеющим широкое распространение от Европы до южного Средиземноморья, является Лягушка съедобная (Rana esculenta) –естественный гибрид прудовой и озерной лягушек. Длина тела – 8-12 см. Продолжительность жизни – 6-10 лет. Самка откладывает до 4 тысяч яиц. Метаморфоз (яйцо – головастик – взрослая особь) занимает около 3-х месяцев. Питается различными насекомыми и мелкими моллюсками. Обитает в реках с небольшим течением, в ручьях, в прудах, в заводях.