Библейские мотивы Хануки
Праздник Ханука был установлен много лет спустя после библейской эпохи. Однако и участники восстания, и авторы Маккавейских книг, не просто хорошо знали Писание, но были на нём воспитаны. Поэтому неудивительно, что ханукальный нарратив связан с Библией множеством нитей.
Хануку начинают праздновать 25 кислева, поскольку именно в этот день Хасмонеи, одержав победу, заново освятили Храм: «В двадцать пятый день девятого месяца — это месяц кислев — сто сорок восьмого года встали весьма рано и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений» (I Маккавеев, 4:52-53).
Почему для переосвящения Храма был выбран именно этот день? Неизвестный книжник, автор упомянутого источника, полагает, что это произошло потому, что за три года до этого жертвенник был осквернен тоже 25 кислева: «В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами» (там же, 54). Однако возможно и другое объяснение. После возвращения евреев из вавилонского изгнания один из последних библейских пророков, Хагай (Агей) непрестанно призывал соплеменников отстраивать Храм. Среди прочего, он говорил:
Обратите, прошу, сердце ваше от этого дня и далее, от дня двадцать четвертого девятого (месяца), от дня того, когда основан был храм Господень; обратите сердце ваше.
Хагай, 2:18
Первым месяцем еврейского календаря является нисан, соответственно, девятый месяц это кислев. Слова пророка можно понять так, что Храм был «основан» на следующий день после 24 кислева, т.е. 25 кислева. Соответственно, эта дата могла показаться идеально предназначенной для переосвящения святилища после победы над греками и их еврейскими союзниками.
Хануку празднуют восемь дней. Согласно общепринятому современному объяснению, это связано с тем, что именно столько времени длилось «чудо с маслом». Однако во второй книге Маккавеев приводится другое объяснение:
Маккавей же и бывшие с ним, под водительством Господа, опять заняли храм и город, а построенные иноплеменниками на площади жертвенники и капища разрушили. Очистив храм, они соорудили другой жертвенник; разжегши камни и взяв из них огонь, принесли жертву после двухгодичного промежутка, сделали кадильницу и свещники и предложение хлебов. Устроив все это, они молили Господа, падая ниц, чтобы им не подвергаться более таким бедствиям; если же когда и согрешат, то да накажет Он их милостиво, не предавая богохульным и жестоким язычникам. В тот самый день, в какой осквернен был храм иноплеменниками, совершилось и очищение храма, в двадцать пятый день того же месяца кислева. И провели они в веселии восемь дней по подобию праздника кущей, воспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник кущей, подобно зверям, в горах и пещерах. Поэтому они с жезлами, обвитыми плющом, и с цветущими ветвями и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Свое.
II Маккавеев, 10:1-7
Иными словами, восьмидневный праздник стал своего рода компенсацией за праздник Суккот (Кущи), который повстанцы не смогли отметить должным образом.
Хронологически Суккот — ближайший к Хануке праздник паломничества, когда, согласно Торе, все евреи должны собираться в Храме. (Два других, Песах и Суккот, празднуют, соответственно, весной и летом). Однако это еще и время, когда царь Шломо (Соломон) освятил первый Храм:
Тогда собрал Шломо старейшин Исраэйлевых и всех начальников колен, глав отчих домов сынов Израиля, к царю Шеломо в Иерусалим, чтобы поднять ковчег завета Господня из города Давида, он же Сион. И собрались к царю Шломо все израильтяне в месяц Эйтаним, он же седьмой месяц, в праздник.
Млахим I, 8:1-2
(В тишрее есть и другие «праздники», Рош га-Шана и Йом Кипур, однако Писание использует здесь слово хаг, относящееся именно к праздникам паломничества).
Джеймс Тиссо, Молитва царя Шломо во время освящения Храма
Кроме того, по мнению автора второй книги Маккавеев, во времена Нехемии в праздник Суккот произошло чудо, непосредственно связанное с освящением жертвенника:
Итак, намереваясь в двадцать пятый день кислева праздновать очищение храма, мы почли нужным известить вас, чтобы и вы совершили праздник кущей и огня, подобно тому как Неемия, построив храм и жертвенник, принес жертву.
II Маккавеев, 1:18
В самой книги Нехемьи этот праздник описан довольно лаконично:
И вышли люди, и принесли, и сделали себе кущи, — каждый на крыше своей и во дворах своих, и во дворах дома Божья, и на площади у Водных ворот, и на площади у ворот Эфраима. И вся община возвратившихся из изгнания сделала кущи, и поселились они в кущах, как не делали сыны Израиля со времен Йешуа бен-Нуна до того дня. И веселье было очень большое. И читал он (Эзра) книгу Торы Божьей каждый день, с первого до последнего дня, и праздновали они семь дней; а на восьмой день было праздничное собрание в соответствии с законом.
Нехемия 8, 16-18
Однако автор книги Маккавеев расцветил этот рассказ неизвестными ранее подробностями
Ибо, когда отцы наши отведены были в Персию, тогда благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно, и в нем безопасно сохранили его, так как никому не известно было это место. По прошествии же многих лет, когда угодно было Богу, Неемия, присланный от Персидского царя, послал за сим огнем потомков тех священников, которые скрыли его. Когда же объявили нам, что не нашли огня, а только густую воду, тогда он приказал им, почерпнув, принести ее; и когда потом приготовлены были жертвы, Неемия приказал священникам окропить этою водою дрова и положенное на них. Когда же это было сделано и наступило время, когда просияло солнце, прежде закрытое облаками, тогда воспламенился большой огонь, так что все удивились.
II Маккавеев, 1:18-22
Таким образом, установив восьмидневный праздник в качестве компенсации за пропущенный Суккот, повстанцы тем самым как бы провозгласили себя преемниками как царя Шломо, построившего первый Храм, так и Нехемьи, чья жизнь и деятельность неразрывно связаны с началом эпохи второго Храма.
В эпоху Талмуда и позже главным символом Хануки становится менора (храмовый семисвечник). Интересно отметить, что в начале эпохи второго Храма именно менора становится символом, олицетворяющим восстановление Храма. Речь об одном из видений пророка Захарии, современника Хагая:
И возвратился ангел, говоривший со мной, и пробудил меня, словно человека, пробудившегося ото сна. И сказал он мне: что видишь ты? И сказал я: видел я — вот светильник весь из золота, и головка (чашечка) на верху его, и семь лампад на нем, и по семь трубочек у лампад, что на верху его. И две маслины над ним; одна справа от головки, а другая — слева от нее. И отвечал я и сказал ангелу, говорившему со мной, так: что это, господин мой? И отвечал ангел, говоривший со мной, и сказал мне: разве ты не знаешь, что они, (явления) эти, (означают)? И сказал я: нет, господин мой. И отвечал он и сказал мне так: это слово Господне, сказанное к Зруббавель: не могуществом и не силой — только духом Моим, — сказал Господь Воинств Кто ты, гора великая пред Зрубавелeм? Равниной (станешь), и вынесет он главный камень (при) восклицаниях: “Прекрасен, прекрасен он!”
Захария, 4:1-7
Эта связь не осталась незамеченной религиозными лидерами следующих поколений. Устанавливая регулярное еврейское богослужение, они постановили читать четвертую главу книги Захарии в качестве гафтары ханукальной субботы.
Михаил Курляндский