next perv

Библейская ономастика и археология



Археолог из Еврейского университета Митка Голуб недавно проделала интересное новаторское исследование – сравнила имена, используемые в библейском повествовании, с именами в надписях, обнаружеными в ходе раскопок на территории Леванта. Согласно рабочей гипотезе Голуб, если имена в той или иной части Библии совпадают по стилю и популярности с теми, которые использовались в то время, к которому относится повествование – о чем можно судить по археологическими находками, – можно предположить, что этот библейский текст был создан приблизительно в то же время, когда происходили описываемые события, или у автора были надежные источники, на которые он мог опираться. И наоборот, если имена в библейском тексте значительно отличаются от имен, найденных на археологических раскопках, это указывает на то, что автор их выдумал или использовал имена, которые были распространены в более поздний период.

Попытка найти упоминание о библейских персонажах в археологических источниках не нова. За последние два столетия археологи обнаружили несколько десятков надписей и оттисков, сделанных печатями, которые свидетельствуют о том, что царь Давид и некоторые его преемники, такие как цари Ахав и Иезекия, были историческими персонажами. Но таких находок мало.

«Во внебиблейских источниках библейских имен немного, – рассказывает Голуб. – В то же время у нас есть огромная коллекция имен, полученных благодаря археологии, и они могут дать нам немало информации об историчности Библии».

Как пишет Голуб в своей статье, она изучила имена в Книге Царств и Второй книге Паралипоменон, в которых рассказывается история жизни израильтян с конца правления царя Давида, примерно в X веке до новой эры, до начала вавилонского изгнания.

Ее исследование сосредоточено на теофорных именах – личных именах людей, включающих в себя имя божества-покровителя, которые в то время обычно использовались в Леванте, и могут многое рассказать о религиозных верованиях и личности их обладателей.

Многие теофорные имена периода Первого Храма, такие как Иосия, Йешаяху (Исайя) или Езекия (Йезекиил), считаются «ягвестическими», поскольку в суффиксе ИАХ (или ЯХ) упоминается имя ЯХВЕ, основного божества древних израильтян и единственного Бога, которому поклоняются современные евреи.

Фактически, некоторые ученые указывают, что само название «Израиль» предполагает, что эти люди, по крайней мере изначально, были поклонниками Эля, главного бога ханаанского пантеона, а не ЯХВЕ.

Но, как показали археологические находки, в то время израильтяне еще не придерживались строго монотеистической религии и допускали существование других божеств. Это отражено в теофорных именах, которые появляются в надписях того периода, и часто включают ссылки на такие ханаанские божества, как Бааль или Эль.

В своем исследовании Голуб сравнила корпус библейских теофорных имен с именами, найденными в ходе археологических раскопках. Эти надписи датируются в основном IX веком до новой эры.

Главный вывод, который сделала Голуб, состоит в огромном различии в исторической точности имен Иудейского и Израильского царств, приводимых в Библии. Если имена жителей Иудейского царства соответствуют тем, что использовались в то время в Иерусалиме и его окрестностях, этого нельзя сказать об именах жителей Северного Израиля.

В Книге Царств 84 процента теофорных имен содержат ягвестический элемент, и лишь в небольшом проценте имен звучат отголоски имен других божеств. Аналогичная картина отражается в северном Израильском царстве – ягвестические элементы встречаются в 90 процентов имен. Однако в археологических источниках только около 50 процентов теофорных имен содержат ягвестические элементы, а около 35 процентов несут отсылки к Элю или Баалю.

Может показаться, что эти различия носят несколько академический характер, но они свидетельствуют о том, что тот, кто писал Книгу Царств и Вторую книгу Паралипоменон, был очень хорошо знаком с именами, имевшими хождение в Иудее, но не имел представления об ономастических традициях северного соседа Иудейского царства.

Как полагает Голуб, это говорит о том, что Библия или, по крайней мере, Книга Царств и Вторая книга Паралипоменон, были перенесены на пергамент в конце периода Первого Иерусалимского Храма, много лет спустя после того, как ассирийцы разрушили Царство Израильское в конце VIII века до н.э.

Сама Голуб не решается однозначно указать, в какой период были записаны библейские Книги Царств и Паралипоменон, но результаты ее исследования совпадают с преобладающей на сегодняшний день среди ученых-библеистов теорией о датировке священного текста. Согласно этой точке зрения, первая редакция самых ранних библейских текстов была создана в Иерусалиме в конце VII века до новой эры, во времена царя Иосии, то есть примерно через столетие после разрушения северного царства и за несколько десятилетий до падения Иудеи под нашествием вавилонян.

Идея, что первоначальный корпус Библии был написан в период Первого Храма или сразу после него, также подтверждается другими исследованиями Голуб об именах, найденных в книге Йеремии.

В этом тексте, повествующем о пророке, который предвещает разрушение Иерусалима и Храма вавилонянами, около 63 процентов всех иудейских имен (не только теофорных) являются ягвестическими, в то время как такие имена, обнаруженные благодаря археологическим исследованиям того же периода, составляют 50 процентов.

Это ничего не говорит нам о том, насколько правдива история Йеремии, но можно предположить, что она была написана в период, достаточно близкий к предполагаемому времени жизни кем-то, кто был хорошо знаком с именами и традициями Иудеи в конце существования Первого Храма.

По словам профессора Йосефа Гарфинкеля, руководителя Института археологии Еврейского университета, количественный анализ библейских имен и их сравнение с надписями, обнаруженными в ходе раскопок, является новым интересным инструментом датирования элементов библейских текстов.

Тем не менее, Гарфинкель, поддерживающий мнение об историчности библейских описаний Объединенной монархии под руководством Давида и Шломо, добавляет: тот факт, что самые ранние библейские тексты могли быть написаны в VII веке до новой эры, задолго до раскола между Израилем и Иудеей, не означает, что в Библии не содержится воспоминания о более ранних событиях.

Ариэль Давид

Источник: сайт Детали

От редакции. Стоит отметить, что, с точки зрения еврейской традиции, в гипотезе Голуб нет ничего нового и революционного. Талмуд так же датировал книгу Царей концом эпохи 2 Храма, а Паралипоменон (Диврей ѓа-Ямим) – и вовсе эпохой возвращения в Сион:

Ирмеяѓу написал свою книгу, книгу Царей, и Плач. Эзра написал свою книгу и родословные книги Диврей ѓа-Ямим до своего времени.

Бава Батра, 14б

 

 


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение