Библейский бестиарий: נמלה – ’нэмала’
Муравей фигурирует в Библии под именем «немала» (в современном иврите значение этого слова такое же – «муравей»). Всего лишь два раза эти перепончатокрылые упоминаются в текстах ТАНАХа. И, судя по имеющимся описаниям, немала относится к роду зерноядных муравьев-жнецов:
«Пойди к нэмала, ленивец, посмотри на пути его, и сделайся мудрым; Нет у него ни начальника, ни надсмотрщика, ни правителя; Заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Мишлей 6:6-8);
«Четверо, малейшие на земле, но они умудренные мудрецы: нэмалим (мн.ч.) – народ немощный, а заготовляют летом хлеб свой. Шфаним (даманы) – народ слабый, но ставят на утесе дом свой. Нет царя у арбэ (саранчи), но выступает вся она стройно. Шмамит (гекона) поймаешь руками, а он в палатах царских» (Мишлей 30:24-28).
В талмудической литературе этим же муравьям-жнецам уделяется особое внимание, поскольку они наносят существенный ущерб сельскому хозяйству:
«Поле, сжатое язычниками или разбойниками, подточенное муравьями, поломанное ветром или потравленное скотиной, – свободно от «пеа» (законов о неубранных краях поля, оставленных для нуждающихся)» (Пеа 3:7);
«Муравьиные гнезда в хлебе на корню (т.е. зерна, найденные в муравьиных гнездах), принадлежат хозяину, а позади жнецов – верхние (зерна) бедным, а нижние – хозяину. Р. Меир говорит: все зерна принадлежат бедным…» (Пеа 4:10);
«Зерна в муравьиных гнездах, близ которых еще ночью была куча зерна, подлежащего пошлине, также подлежат пошлине, так как ясно, что муравьи в течение целой ночи таскали зерна из готовой кучи» (Маасрот 5:7).
В Талмуде отмечено, что муравьи не переносят чрезмерные количества солнца и тепла (Хулин 57-б). Из-за того, что муравьи причиняют большой вред хозяйству, мудрецы разрешают уничтожать их гнезда даже в «хол ха-моэд», то есть в «праздничные будни» – особые по торжественности дни, сопряженные с праздниками Песах и Суккот (Тосефта Моэд катан 1:5). Интересный способ борьбы с муравьями предлагает мудрец поколения танаев рабби Шимон бен Гамлиэль (Рашбаг):
«Как разрушить муравьиные ходы? Землю из дыр одного гнезда пересыпают в дыры другого, и они (муравьи) передушат друг друга сами» (Тосефта Моэд катан 1:5).
Этот метод основан на том, что муравьи-жнецы, принадлежащие к той или иной семье, идентифицируют представителей чужих гнезд по запаху, и не дают им проникнуть в родовое гнездо.
Но авторов Талмуда в отношении муравьев интересуют также вопросы, связанные с ритуальной чистотой:
«Им сказал р. Шимон: разве вы не согласны со мной, что съевший муравья, какой бы то ни было величины, подлежит наказанию? Они ответили ему: это оттого, что он так создан. Он сказал им: и одно пшеничное зерно так создано» (Макот 3:2).
Благодаря ошибке переводчиков Библии на греческий язык в постбиблейском текстовом пространстве появилось невиданное животное мраволев (муравьиный лев), гибрид льва и муравья. Подробнее о нём см. в статье Арье.
В бестиарной средневековой литературе муравей призван символизировать целый ряд человеческих качеств, таких как предусмотрительность, благоразумие, предрасположенность к душевному покою, праведность, твердость в христианской вере, боязнь грехов, отречение от прежней веры, избавление от пороков, трудолюбие, прозорливость…
Муравьи-жнецы
(Messor)
Представители этого рода – зерноядные муравьи. Многоэтажные гнезда с разветвленными ходами эти муравьи устраивают в почве. Глубина такого муравейника может достигать 2-3 метров. В одной семье может быть до 5 тысяч особей с развитым полиморфизмом. Собранные (в основном опавшие) зерна хранятся в специальных камерах на верхних этажах подземного муравейника. В пищу зерна употребляются после измельчения их жвалами муравьев-«солдат» в тестообразную массу. В настоящее время известно 110 видов рода муравьев-жнецов, из которых 19 видов обитают в Израиле.