Археологические свидетельства возрождения Иерусалима
Как сообщают русскоязычные и англоязычные израильские СМИ, в ходе раскопок в Граде Давида, около стен Старого города, было сделано несколько интересных находок, возможно, свидетельствующих о восстановлении Иерусалима после того, как город был разрушен Вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до н.э.
В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим и сжег дом Господень и дом царя, и все дома в Иерусалиме, и все дома большие сжег огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей.И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей.
Млахим II, 26:8-11
В ходе раскопок археологи обнаружили буллу – глиняную печать, служившую не только для запечатывания писем, но и для опечатывания сосудов с сельскохозяйственной продукцией, поступавшей в казну в качестве налога. На этой булле можно увидеть мужчину, сидящего в высоком кресле – по-видимому, царя, восседающего на престоле. Перед ним изображен столб, очевидно, олицетворяющий одно из божеств языческого пантеона.
Другая ценная находка – печать, закрывавшая крупный сосуд. По мнению исследователей, эти находки относятся к эпохе персидского владычества – когда, согласно Писанию, евреи получили разрешение вернуться в Иерусалим и отстроить сначала Храм, а затем и городские стены – и свидетельствуют о возрождения дворцовой административной деятельности.
«Такие предметы встречались, но очень редко. До сих пор их было найдено не больше десяти, по большей части – в Эйн Геди, в административном здании персидской эпохи. Иерусалимская находка свидетельствует, что этот город так же служил центром административной деятельности», – говорит доктор Ифтах Шалев из Тель-Авивского университета.
По словам руководителя раскопок профессора Юваля Гадота, эпоха персидского владычества для историков – своего рода «черная дыра»; что представлял из себя тогдашний Иерусалим, мы практически не знаем, археологических находок, относящихся к этой эпохе, по-прежнему очень и очень мало.
Согласно Библии, Иерусалим был резиденцией Нехемьи – еврея, назначенного персидским царем сатрапом Иудеи:
И сказал мне [Нехемья] царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицом твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его. И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время…И пришел я в Иерусалим.
Нехемья, 2:5-6, 11
По инициативе Нехемьи были отстроены городские стены. Кроме того, наместник провел несколько религиозных и социальных реформ, а так же переселил в Иерусалим десятую часть жителей Иудеи:
И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять оставались в прочих городах. И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме.
Там же, 11:1-2
Помимо упомянутых артефактов, в ходе раскопок был найден осколок так называемого «кувшина Беса», на котором можно увидеть фрагмент лица. Бес – египетский бог семьи и домашнего очага. Такие кувшины были весьма распространены на территории Персидской империи, а Бес считался талисманом, приносящим удачу.