Археологи в долгу у 6-летнего мальчика
Три тысячи пятьсот лет назад, как и сейчас, не было мира в земле Ханаанской, и, одержав победу над врагом, некто явно желал по этому поводу позлорадствовать. Причем он хотел повторить это удовольствие неоднократно: у него была печатка, которую можно было вновь и вновь прикладывать к влажной глине, и так возникало изображение: солдат в подпоясанной юбке толкает перед собой обнаженного пленника, чей детородный орган не прикрыт, а руки для пущего унижения связаны за спиной.
Эта поучительная сценка изображена на крошечной глиняной табличке позднего бронзового века, которую недавно обнаружил 6-летний Имри Элия, прогуливаясь в Тель-Джемме.
Тель-Джемме — крупный курган на западе Негева, где находятся остатки древнего поселения Йерза, из стратегических соображений расположенного у слияния двух ручьев: Бесор и Герар. От кургана рукой подать до киббуца Реим и сектора Газа. В те времена поблизости проходила граница с древним Египтом.
Других табличек, изготовленных с использованием этой печатки, пока не обнаружено, но она явно не была самостоятельным произведением искусства, сказал археолог из Управления древностей Израиля Саар Ганор. «На обратной стороне таблички видны отпечатки пальцев художника, — говорит он. – Печатка была вырезана из камня, и такие таблички изготавливали, прижимая ее к сырой глине».
Люди начали селиться в Тель-Джемме, по крайней мере, со времен халколита, более 6 тысяч лет назад. В наши дни климат в этих местах засушливый, но очевидно, что люди находили это место подходящим для жилья.
«В позднем бронзовом веке поселение Джемме занимало очень важное положение, — говорит Ганор. — Оно отождествляется с городом Йерза, который упоминается в Амарнском архиве — найденных в Египте глиняных табличках на аккадском языке, составлявших дипломатическую переписку между фараоном и египетской колониальной империей в XIV веке до н.э.»
Империя включала в себя великие города-государства Ханаана, в том числе Йерза, чье население в период его расцвета в бронзовом веке превышало 5000 человек. У каждого такого города-государства был свой царь, который, в свою очередь, был вассалом великого фараона в Египте. А в Арманском архиве упоминается Йерза и его царь.
Нескончаемые войны
Кто пленитель, кто пленник? Полагаясь на иконографию того времени, можно заключить, что они не египтяне и принадлежат к разным народам. Дело в том, что местные цари городов-государств привыкли сражаться не только с великими армиями, захватившими их землю, включая египтян (пока египтяне окончательно не победили), но и друг с другом. Царь Йерзы бился с царями Ашкелона и Газы, и все вместе сражались с кочевниками хабиру — предшественниками набатеев, объясняет Ганор.
Почему они постоянно сражались? Помимо того, что такова человеческая натура, они постоянно боролись за природные ресурсы: пахотные земли и источники воды. Есть вещи, которые, очевидно, никогда не меняются. «Со времен Каина и Авеля мы, похоже, ничему не научились», — вздыхает Ганор.
Во всяком случае, на миниатюрной табличке можно увидеть два разных типа обитателей Ханаана. Когда в ТАНАХе упоминаются «ханаанитяне», это, очевидно, относится к целому ряду племен. Они не составляли единое государство с центральным правительством, и, возможно, между племенами, которые впоследствии упоминались как единое целое, существовали этнические различия, предполагает Ганор. Дело в том, что на табличке изображен приземистый пленитель с вьющимися волосами и бородой, одетый в юбку с поясом. Пленник выглядит иначе: раздетый догола для пущего унижения, тонкий, с длинной шеей. Вопрос, является ли пленник тоже ханаанитянином из Лахиша или Ашкелона, а то из племени хабиру, остается загадкой.
Что касается хабиру, они упоминаются в архиве Амарны в качестве врагов-кочевников, которые, как и остальные, сражались за источники воды и плодородные земли.
Несмотря на то, что эта табличка — единственная в своем роде из когда-либо найденных в Израиле, вполне возможно, что нечто подобное обнаружил на северном Синае около столетия назад великий исследователь сэр Уильям Мэтью Флиндерс Петри (1853-1942) из американской экспедиции. Поскольку они производили раскопки задолго до того, как фотография получила широкое распространение, мы не располагаем изображениями той таблички. Петри сделал набросок таблички с изображением пленника со связанными за спиной руками, но где сейчас находится артефакт, мы не знаем.
Египетская иконография богата изображениями униженного пленника, чьи руки связаны за спиной. Например, в изображениях битвы при Кадеше и войне с филистимлянами. Так, может быть, эта табличка пришла из Египта?
Вряд ли, возражает Ганор: ни пленник, ни пленитель не соответствуют египетским изображениям, на которых вы никогда не встретите человека с вьющимися волосам. Таким образом, на табличке изображены семиты.
Ганор рассказывает, что Ханаан находился под контролем египтян около 400 лет, и среди прочего они внесли свои представления о том, как нужно изображать пленника.
То, что мальчик нашел табличку – просто чудо, потому что от древнего Джемме почти ничего не осталось, хотя город существовал от халколита до эллинистического периода и был достаточно важным в середине бронзового века, то есть около 1700 г. до н.э., чтобы заслужить упоминание в Амарнском архиве.
Дома великого города были построены из глины, которая при некоторых условиях может сохраняться долго, чему свидетельство — остатки домов, недавно обнаруженные в долине реки Иордан, которым около 7200 лет. Несмотря на это, как только постройки найдены и раскрыты, им может прийти конец. «Без консервации они разрушаются за несколько лет, — объясняет Ганор. — Сейчас мы это делаем, но столетие назад Петри этого не сделал».
Таким образом, все, что остается — это великолепный вид на Газу и Ашкелон, открывающийся с холма Тель-Джемме, и тысячи кусочков древней керамики, среди которых остроглазый мальчик углядел необычную сценку, которая может взволновать нас и через 3500 лет после изображенных на ней событий.
Рут Шустер
Источник: сайт Детали