next perv

Археологи нашли в Израиле бога Луны



Приблизительно в 920 году до н.э. жители укрепленного городка на Голанских высотах, к которому подступали враги, разобрали и спрятали священные фигуры, чтобы завоеватели их не уничтожили. Почти 3000 лет спустя группа археологов раскопала место под названием Вифсаида, которое местные арабы называли Э-Телль, и обнаружила редкую стелу могущественного месопотамского лунного бога, предусмотрительно положенную вниз лицом, чтобы не провоцировать мародеров.

Главным событием летнего сезона раскопок 2019 года на площадке Э-Телль на берегу реки Иордан к северу от озера Кинерет стало то, что археологи перевернули непритязательный на вид кусок базальта, который был обнаружен несколько лет назад и к которому с тех пор никто не прикасался, если не считать того, что на нем отдыхали волонтеры, работавшие на раскопках. Камень около 70 сантиметров в высоту, 45 сантиметров в ширину и 15 сантиметров в толщину покоился среди подобных камней возле угла древней крепостной башни. А когда его перевернули, то обнаружили изображение бога Луны, которому поклонялись в железном веке жители Леванта и Месопотамии.

«Возможно, что осажденные жители специально положили каменного идола таким образом, чтобы защитить его от поругания врагов. И действительно, он остался нетронутым. Захватчики не подозревали, что это не просто камень, а священный идол», — рассказывает профессор Рами Арав из Университета Небраски в Омахе (США), руководивший раскопками в Вифсаиде.

Что скрывается за библейским названием?

Скажем сразу: есть другие претенденты на звание «истинной» Вифсаиды — еврейской рыбацкой деревни, где, согласно Священному Писанию, родились ученики Иисуса Петр, Андрей и Филипп. Еще одна потенциальная Вифсаида находится на участке, именуемом Эль-Араджа, который в результате проливных дождей этой зимой скрылся под водами поднявшегося озера Кинерет.

По словам Арава, комиссия по географическим названиям, действующая под эгидой канцелярии премьер-министра, четверть века назад признала Э-Телль «настоящей Вифсаидой», и таковой она нанесена на карты.

Напрашивается вопрос, какова связь между археологическими памятниками и библейскими названиями. До возникновения археологии и, в частности, библейской археологии, курганы не имели названий, объясняет Арав. Мы часто понятия не имеем, как назывался древний город, и Э-Телль по-арабски означает просто «насыпной курган» — так его называли местные жители. Ранее предполагалось, что библейский город Гат идентифицировался с курганом Тель Эрани на юге Израиля, но на основе археологических находок и их сравнения с библейскими описаниями оказалось, что он находился на месте другого кургана, а-Сафи.

В любом случае, уже в 1987 году Арав отождествил Вифсаиду с курганом Э-Телль. Он отмечает, что в начале римской эры там предположительно жили ученики Иисуса, и археологические данные указывают на то, что поселение было еврейским. Относительно аргумента, что Вифсаида находилась на месте  холма эль-Арадж, отчасти потому, что там была найдена византийская церковь (возможно, церковь апостолов), Арав указывает, что идентификация мест в древнем мире происходила на основе веры, а не научных доказательств.

Например, Храм Гроба Господня в Иерусалиме был возведен на месте распятия и погребения Иисуса через сотни лет после этих событий лишь на основании местных легенд.

Эволюция бога луны

Поселению в Э-Телле тысячи лет. К XI веку до н.э. оно стало столицей языческого царства Гешур, которое сосуществовало с Израильским и Иудейским царствами. По словам Арава, город был укреплен, особенно в VIII и IX веках до новой эры, через каждые 20 метров стояли башни и попасть в него можно было лишь через огромные городские ворота.

«Это был город-крепость. Его окружала двойная каменная стена, подобно тому, как строили в Вавилоне и в Ассирии. Внутренняя стена в Э-Телле была толщиной 6 метров, а там, где возвышались башни, она расширялась до 8-9 метров».

Идол, изображающий бога Луны, и святая святых, где он помещался, был обнаружен в юго-восточной башне внутреннего двора «между двумя воротами» (что соответствует описанию во II Кн. Царств, 18:24), как рассказал Арав и его аспирантка Энн Хаверкост.

Это вторая стела бога Луны, найденная в Э-Телле в слое, датируемом X-XI веками до новой эры. Первый такой идол, найденный археологами, датируется VIII или IX веком до новой эры. Стела из Э-Телля шестая и самая старая стела с изображением бога Луны. Еще три были найдены в южной Сирии, и одна — в южной Турции.

«То, как изображен бог Луны, дает нам представление о том, как развивался на протяжении железного века образ бога, — говорит Арав. – Несмотря на то, что судя по находкам, он менялся, есть ряд элементов, которые указывают на то, что речь идет об одном и том же боге».

Мифы о сотворении мира

Бог Луны, по-видимому, возник в бронзовом веке в Месопотамии, когда люди начали задавать извечные вопросы: «Как был создан мир? Каково наше происхождение?»

Древние египтяне знали: вначале было солнце, и бог Ра был всегда. Месопотамцы либо хотели выделиться, либо посчитали эту теорию нелепой: очевидно, вначале была тьма, объясняет Арав. И что самое большое на небе, когда наступает тьма? Луна. Ясно, что с луны и началось Творение.

Позже евреи приняли месопотамскую версию: «В начале  сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Бытие 1: 1-2). Евреи, однако, упустили важный элемент месопотамской веры — лунный бог трудился не один; Творение было коллективным усилием пантеона богов, где каждый отвечали за свою часть работы.

Начиная с позднего бронзового до железного века, культ лунного бога охватил Левант и Средиземноморье и, похоже, достиг особой силы в VI веке до новой эры, когда Навуходоносор II построил храмы бога в Вавилоне и Харране в южной Турции. «Культ бога луны также уже существовал в Хацоре в позднем бронзовом веке, и вполне возможно, что в железном веке, после того как Хацор был разрушен, арамейцы поклонялись ему в Вифсаиде», — сказал профессор Арав.

Арамейская культура доминировала во всем регионе, от Харрана в Турции до территории сегодняшнего Израиля.

Поклонение лунному богу продолжалось при династии Халдеев в Вавилоне, по крайней мере, вплоть до VI века до новой эры, говорят Арав и Хаверкост, и добавляют: «Интересно, что на противоположном конце Кинерета есть древнее место под названием «Бет Ерах» (ивр. «йареах», луна — прим. «Детали»).

Но всему хорошему приходит конец, и примерно в 920 г. до н. э. город был разрушен, а идол похоронен.

Город был заново построен 75 лет спустя, по-видимому, тем же народом, о чем свидетельствует находка более поздней стелы  бога Луны VIII-IX века до н.э., затем разрушен после завоевания Галилеи ассирийским царем Тиглатом Пилезером III в 732 г. до н. э. Он возродился примерно через четыреста лет, когда Александр Македонский покорил эту область. На этом история разрушения и возрождения города не заканчивается, о чем свидетельствуют многочисленные культурные слои, обнаруженные группой археологов на раскопках в 2019 году под эгидой Hebrew Union College в Иерусалиме.

Рут Шустер

Источник: сайт Детали

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.