Адам, Ноах и Авраам
На фоне страшной преступной катастрофы, разворачивающейся на наших глаза, многие евреи задаются вопросом: какую позицию занять?
Поскольку мы не раввины и вообще никем не уполномочены, не станем никому ничего указывать. Вместе с тем, как мне кажется, выбрать линию поведения может помочь анализ первых глав книги Берешит.
Как всем мы прекрасно помним, на шестой день сотворения мира Бог создал первого человека, Адама. Через несколько поколений, когда род людской погиб в водах всемирного потопа, родоначальниками нового человечества стали Ноах и его сыновья. Еще через несколько поколений один из потомков Ноаха, Авраам, стал родоначальником еврейского народа.
Что символизирует каждый из этих библейских персонажей? Слово адам и бен адам («сын Адама») в иврите означает «человек». С именем Ноаха еврейская традиция связывает т.н. семь заповедей потомков Ноаха — универсальный свод законов, обязательный для всех людей независимо от происхождения:
Запрет идолопоклонства — вера в единого Бога.
Запрет богохульства — почитание Бога.
Запрет убийства — уважение к человеческой жизни.
Запрет прелюбодеяния — уважение к семье.
Запрет воровства — уважение к имуществу ближнего.
Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного — уважение к живым существам.
Обязанность создать справедливую судебную систему.
Наконец, Авраам стал первым евреем. Ему была дана заповедь обрезания, которая стала одним из краеугольных камней еврейской идентичности.
Рембрандт, Авраам приносит в жертву Ицхака
Что мы можем из этого выучить? Как нам кажется, в данном случае Тора говорит не столько о хронологии, сколько о порядке приоритетов. В первую очередь каждый из нас должен быть человеком (то, что на идиш называется менш): честным, надежным, готовым прийти на помощь ближнему; помнящим, что «Адам, первый человек, был создан в мире единственным, чтобы показать нам, что навлекший гибель на одну душу как будто навлек гибель на целый мир, а спасший одну душу – как будто спас целый мир» (Рамбам, Мишне Тора, Законы Сангедрина, 12:3).
Быть человеком это уже много. Но, помимо этого, следует быть «потомком Ноаха»: делать все, что в силах, чтобы построить справедливое общество с работающей системой правосудия, карающей преступников и защищающей невиновных.
И, наконец, если речь идет о евреях – нужно быть «потомком Авраама», т.е. учить Тору, соблюдать заповеди и чувствовать принадлежность к своему народу.
Быть евреем, конечно, важно. Но если при этом мы забываем о своих обязанностях как «сынов Адама» и «потомков Ноаха» — возможно, в нашей системе координат что-то не так.
Можно ли поддержать такое прочтение классическими еврейскими текстами? Да, конечно. Ибо вот что говорил один из величайших еврейских пророков, Исайя:
Слушайте слово Господне, властители Содома, внемли Торе Бога нашего, народ Гоморры. К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Господь. – Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови быков и овец и козлов не желаю Я. Когда вы приходите, чтобы предстоять Мне, кто просит вас топтать дворы Мои? Не приносите больше пустого дара; воскурение – мерзость для Меня; собраний, которые вы собираете в начале нового месяца и в субботы, не терплю Я: беззакония с празднеством. Жертвы ваши в начале нового месяца и празднества ваши ненавистны стали душе Моей, обузою они стали для Меня: устал Я терпеть их. И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу; руки ваши полны были крови. Омойтесь, очиститесь; удалите зло поступков ваших от очей Моих; перестаньте творить зло. Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддержите угнетенного, (верно) судите сироту; вступайтесь за вдову.
Исайя, 1:10-17
Кричи во все горло, не удерживайся; подобно шофару, возвысь голос твой и объяви народу Моему преступность их и дому Яакова – грехи их. А ищут они Меня каждый день, и знать хотят пути Мои, как народ, который творил справедливость и закона Бога своего не оставлял, они вопрошают Меня о судах справедливости, близости Божьей желают: “Почему постились мы, а Ты не видишь, мучили душу свою, а Ты не знаешь?” Ведь в день поста вашего вы находите дело (себе) и работающих на вас притесняете. Ведь для ссоры и распрей поститесь вы и чтобы бить кулаком преступным; не поститесь ныне, чтобы услышан был на высоте голос ваш. Таков ли пост, который избрал Я, – день, (когда) мучит человек душу свою? На то ли (он), чтобы склонять, как тростник, голову свою и вретище и пепел подстилать? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Не это ли пост, который Я избрал: оковы злости разреши, развяжи узы ярма, и отпусти угнетенных на свободу, и всякое ярмо сорвите! Не в том ли (он), чтобы разделил ты с голодным хлеб твой и бедняков скитающихся ввел в дом? Когда увидишь нагого, одень его, и от родственника твоего не скрывайся. Тогда прорвется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро явится, и пойдет пред тобой правда твоя, слава Господня будет следовать за тобой. Тогда воззовешь – и Господь ответит, возопишь – и Он скажет: “Вот Я!” Когда устранишь из среды своей гнет, (перестанешь) простирать палец (угрожать) и злословить, и отдашь голодному душу твою, и душу измученную насытишь, тогда засияет во тьме свет твой и мрак твой – как полдень. И будет водить тебя Господь всегда, и насыщать в засухи душу твою, и кости твои укрепит, и будешь ты, как сад орошенный и как источник, воды которого не иссякают. (И застроят (потомки) твои развалины вековые, основания минувших веков восстановишь и будешь назван восстановителем разрушенного, возобновляющим пути, чтобы обитать.
Там же, 58:12
Какие выводы можно сделать из этого применительно к сегодняшним событиям, каждый из наших читателей, полагаем, сможет сделать сам.