next perv

17 тамуза: О смысле разбиения первых скрижалей



Памяти Антона Носика (4 июля 1966 – 9 июля 2017)

 

Семнадцатое тамуза и первые скрижали

Все беды нередко случаются в один день. Такие дни обрамляют период еврейского календаря, который называется Бейн ѓа-мейцарим («меж теснин») – три недели меж 17 тамуза и Девятым ава. Пять трагических событий произошли 17 тамуза. В этот день были разбиты первые скрижали, когда Моше спустился с горы Синай и увидел евреев, пляшущих вокруг «золотого тельца». В этот день было прекращено принесение постоянных жертвоприношений (тамид) в Первом Храме, после того, как у коѓенов (осажденных на Храмовой горе вавилонянами) не осталось животных для жертвоприношений. В этот день в более поздние времена римляне, осаждавшие Иерусалим, разрушили стены города. 17 тамуза злодей Апустумус сжег Тору, и идол был внесен в Храм[1].

Как известно, чтобы не происходило в еврейской истории, какие бы трагедии не случались, как правило, за ними стоит Божественное предопределение, а за внешней картиной – скрытые смыслы, ради которых и существует мир. На этот раз мы поговорим о разбиении первых скрижалей, которые Моше спустя сорок дней после Дарования Торы должен был принести евреям. Мы знаем из множества источников, что первые и вторые скрижали имели ряд принципиальных отличий. Остановимся на этом подробнее.

Моисей разбивает скрижали, Гюстав Доре (1832-1883)

«Учили: “Десять вещей были сотворены накануне субботы в сумерки, и вот они: уста земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, ман, посох, червь Шамир, письмо, письмена и скрижали” (Мишна, Авот, 5:6). “Письмо, письмена и скрижали”, как сказано: “И скрижали эти были деянием Божиим, а письмена – письмена Божии, высеченные на скрижалях” (Шмот, 32:16)…

Иди и зри, во всем Деянии Творения ни разу не упомянуто полное имя, но только Элоким (“Бог”) – Элоким по отношению ко всему, что было сотворено. И во всем было только это имя, пока не завершилось все Деяние Творения полностью в канун субботы. Как только оно было закончено, Всевышнего назвали именем “Господь Бог” (Ѓавайе Элоким) – то есть полным именем. И хотя все было уже сотворено именем “Бог”, творение завершилось и стало ‘деянием’ только в субботу вечером, когда его назвали ‘деянием’, как сказано: “Работу Свою, которую Он сделал” (Берешит, 2: 2), “От работы Своей, которую сделал Он” (там же). Все это обрело существование на деле, поэтому сказано: “А скрижали эти были деянием Божиим”, – т.е. тогда, когда Творение мира завершилось именем Элоким, но не позже, о чем говорится: Ѓавайе Элоким…» (Зоѓар, 2, 113б).

Зоѓар стремится понять, почему первые скрижали названы «деянием», и почему их автором является Божественное проявление, названное именем Элоким – в противоположность другим именам. В нашем отрывке мы получаем ответ: первые скрижали были предметом, реально существующим, перешедшим из потенции Божественного замысла в Его деяние. Но это ‘деяние’, говорит нам текст, было создано именем, раскрывающим меру суда[2] – то самое состояние Бога, в котором Он творил миры и разрушал их за несовершенство [3]. Тогда Он создавал миры судом, но они не могли устоять, и тогда Он добавил меру милосердия. Таким образом, первые скрижали – плод действия меры суда, беспощадно расправляющейся с любыми недостатками. В мире суда нет прощения и нет сострадания. В нем невозможно раскаяться и изменить себя. В нем можно только оказаться неправым и понести наказание. Моше противопоставил бессердечной справедливости несовершенство мира утешения и искупления.

«Иди и зри, когда Моше разбил скрижали, как сказано: “И разбил их под горою” (Шмот, 32:19), вышел океан из берегов своих и поднялся, чтобы затопить мир. Увидел Моше, что океан вздымается навстречу ему и хочет погубить мир, тот час же “взял он тельца, которого сделали, и сжег в огне, и стер до измельчения, и рассеял над водою” (Шмот, 32:20). Подошел Моше к океану и сказал ему: “Воды, воды, что хотите вы?” Ответили они ему: “Разве не одними скрижалями Торы держится мир? Торы, которую предал Израиль?” Ответил он им: “Все, что сотворили они, согрешив с тельцом, предаю я вам. Разве не довольно тех тысяч, которые уже погибли?” И сразу же “рассеял над водою”, но не успокоились воды, пока не взял он от них и не дал испить их Израилю – тотчас утих океан на месте своем».

Как известно, большие взлеты приводят к падениям в бездну. Совершенные скрижали пришли в мир именно тогда, когда он сорвался в пропасть неверия. Тогда Моше избрал уничтожить совершенство. И взвалил эту задачу на себя.

В одном из толкований Зоѓар связывает разбиение скрижалей с напутствием р. Акивы своим ученикам:

«Когда достигнете камней чистого мрамора, не говорите – вода, вода, как сказано: “Не будет жить в доме моем поступающий лживо” (Теѓилим, 101:7)» (Хагига, 14б)

Почему разбились скрижали?

«Эти камни воистину – чистый мрамор, ибо из них истекают чистые воды. Они намекают на первую и последнюю части буквы алеф, меж которыми протянута буква вав, подобная Древу жизни – тот, кто вкушает от него, живет вечно. И они (эти части) – это две буквы йуд, намек на слово: «И сотворил» [4] (וייצר), два творения – высших и низших… Они же против двух глаз, из которых две слезы упали в Великое море. Отчего упали они? – Ибо в Торе две скрижали, Моше низвел их к Израилю, но не удостоился он, – скрижали упали и разбились. Это привело к потере Первого и Второго Храмов. А почему они упали? – Отлетела с них буква вав, та самая вав из “И сотворил” (וייצר), и дал он им другие скрижали со стороны Древа познания добра и зла, откуда была дарована Тора запретов и разрешений. Справа – жизнь, слева – смерть. Поэтому сказал р. Акива своим ученикам: когда достигнете камней чистого мрамора, не говорите – вода, вода. Не равняйте камни чистого мрамора с другими камнями, в коих есть жизнь и смерть, ибо там: «Сердце мудреца справа, а сердце глупца – слева» (Коѓелет, 10:1). И не угрожайте собственной жизни, ибо камни с Древа познания – в разъединены, а камни чистого мрамора – только в единстве. И если скажете, что ушло от вас Древо жизни, то принесете разделение и упадете… Но в высях нет разделения, и те, которые разбились, были из таких камней…» [5]

Гобелен с буквой Йод, Мордехай Ардон (1896 – 1992)

Сколь бы не было жаль Первых скрижалей, вряд ли мы смогли бы жить с ними в нашем мире. Путь в нем пролегает сквозь Древо познания, сквозь разделение Единого и раскрытие многообразия противоположностей, возникших из этого Единого. Нельзя очутиться в высях, не пройдя через эти оппозиции, разлуку, боль, тоску и смерть. Объединение красок в единое полотно возможно только путем познания отличий между оттенками. Камни Первых скрижалей, как говорит нам Зоѓар, созданы для иной реальности.

Моисей со скрижалями завета. Марк Шагал, 1956. 

О качестве имени Элоким и меры суда, с помощью которых была совершена попытка первого творения, размышляет р. Натан Штернѓарц из Немирова, любимый ученик р. Нахмана из Брацлава:

«Это качество, о котором говорили наши мудрецы блаженной памяти, и о котором спрашивал Моше, учитель наш, в связи со смертью р. Акивы, увидя, что с того сдирают кожу железными граблями: “Это Тора, и это за нее награда?” [6].Ответил ему Святой благословенный: “Молчи, так возвысился Я в мысли Моей”. То есть, как упомянуто, Моше спросил…: неужели именно это Тора, ведь по закону Святой Торы, в которой мера милосердия взаимодействует с мерой суда, р. Акива во истину не заслуживает таких тяжких судов, чтобы заживо рвали плоть его и т. д… Ответил ему Благословенный: «Молчи, так возвысился в мысли». Буквально «возвысился», ибо р. Акива в великом благочестии и святости своей удостоился прежде всего возвыситься в мысли. Т.е. удостоился высшего предела, которого заслуживают те, кто заслуживает, – того качества предела, которое можно обрести только вознесением к первичной мысли сотворить мир мерой суда. Оттуда черпают силу все тяжкие суды и страшные мучения праведников, которым Господь благословенный даже на волос не позволяет оступиться… И посредством этого они удостаиваются самого высшего предела и постигают, что постигают. Ведь этими судами и мучениями они обретают качество самоустранения в совершенстве. Это и есть смысл слов: “Молчи, так Я возвысился в мысли”»[7].

Такую страшную истину открывает нам р. Натан. Первоначальная мысль, она же – стремящаяся к совершенству мера суда, предполагает способность праведников взмывать в выси, чтобы спасать мир, и неизбежно связана с их страданиями и смертью. Основа мира – жертвоприношение праведников, чьи души способны взлетать до высшего совершенства и с его помощью исправлять поломки Творения[8]. Мера, которой сотворены первые скрижали, обязывает человека стать праведником и добровольно отдать свою душу, чтобы освятить Святое имя. Но все не могут быть праведниками.

Продолжает р. Натан:

«Смерть человека притягивается от корня смерти царей[9], как сказано у Святого Ари, которая произошла от умножения света, ибо его первоначальные сжатия (צמצומים) не были устроены должным образом. Первый человек обязан был это исправить, но он все испортил, поэтому вернулось и пробудилось вновь качество “смерти царей”, и отсюда – сам смертный приговор человеку. Однако, теперь смерть прекрасна, ибо после того как свет души этого человека уже побывал в мире и ушел, его можно исправить».

Суть исправления происходит за счет великих праведников, связанных с Моше, который умер во время Минхи в шабат, когда открывается Воля воль[10]. Ибо тогда происходит Исправления самых высших сжатий, которые получают наиболее грозный свет ради устроения своего, и от этого умер Моше. И поскольку грозный свет его души взошел в самые выси, он вернул и притянул оттуда раскрытие света Бесконечного в сердце каждого еврея, ради Исправления всех сжатий. Тогда услаждение их судов ведет к тому, что каждый еврей в конце может раскаяться. Ибо праведники более велики в смерти своей, нежели в жизни…

В этом суть скрижалей и обломков скрижалей (которые находились в Ковчеге завета): на этом завершается Тора, рассказывающая о величии Моше и его кончине, как сказано:

“И умер там Моше…”, “И по руке сильной и по великим чудесам, которые совершил Моше на глазах всего Израиля” (Дварим, 34:5,12). Объяснили мудрецы наши, блаженной памяти, что он разбил скрижали у них на глазах, а обломки скрижалей подобны обломкам сосудов, т.е. – “смерти царей”. Но именно за счёт разбиения и смерти происходит исправление, ибо такова суть разбиения скрижалей, что хоть они и разбиваются, из-за них происходит исправление – из-за того, что они все же были и разбились, как упомянуто выше, – это и есть скрижали и обломки скрижалей, лежащие в ковчеге завета. Ибо вторые скрижали были получены в более исправленном виде, и сказано о них “добро”, как объяснили мудрецы наши, ведь исправление произошло за счет того, что разбились первые скрижали. Потому что в первый раз вещь редко выходит совершенной и исправленной, как сказано выше. В этом смысл смерти и воскрешения»[11].

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.