Чем наделил Господь
Чем наделил Господь, Бог твой все (другие) народы, живущие под небесами – Библия не дает однозначного ответа на вопрос, каким должен быть культ у других народов. В одних библейских текстах утверждается, что, кроме Господа, нет других богов, из других (напр., Мих 4: 5) следует, что другие народы могут поклоняться своим божествам. В нашем стихе в качестве божеств, предназначенных для других народов, выступают светила. В еврейской традиции этот стих перетолковывается в духе чистого монотеизма – ср., напр. Раши: «Чем наделил Господь. Чтобы они давали свет (людям). Другое объяснение: (которыми Он наделил все народы) в качестве божеств. Он не воспрепятствовал им, заблуждаясь, следовать за ними, но дал им впасть в заблуждение при посредстве пустых рассуждений, чтобы вытеснить их из мира» (перевод Фримы Гурфинкель). Представление о том, что у других народов тоже есть божества-покровители, отражено в 32: 8-9:
Когда Вышний давал наделы народам, отделял людей друг от друга,
Он установил пределы племен по числу сынов Божьих.
Надел Господа – его народ, Иаков – его наследная доля
(см. ниже комментарий к этим стихам). Отсюда видно, что Израиль для Бога – «личное владение», а «сыны Божьи» получили свои племена. Что касается «сынов Божьих» (второстепенных богов подчиненных высшему божеству, членов божественной ассамблеи), то они отождествлялись со светилами уже в угаритских текстах (см. Weinfeld 1991: 206). В поэтическом тексте в Иов 38: 7 «звезды» и «сыны Божьи» находятся в отношении синонимического параллелизма.