next perv

Творящий свет и создающий тьму



Творящий свет и создающий тьму, творящий мир и создающий зло – в отличие, к примеру, от зороастрийского Ахурамазды (Ормузда), от еврейского Бога исходит как хорошее, так и плохое. Понимание этого в позднейшие времена стремились затушевать как христианство, так и раввинистический иудаизм. В частности, в традиционных еврейских молитвенниках встречается замена «творит всё» вместо «творит зло». Автору этих строк пришлось как-то беседовать с молодой пасторшей из канадской глуши, которая говорила, что в своих проповедях стремится восстановить «еврейское понимание» того, что Бог создатель не только хорошего, но и плохого. Действительно, в историческом христианстве существует тенденция переваливать ответственность за зло на Сатану, что приближает такое мировоззрение к зороастрийскому дуализму. Иудейский взгляд на мир носит более «монистический» характер – так, в отличие от христианства и ислама, в иудаизме отсутствует мотив бунта и падения Сатаны – Сатана, он же йецер ha-ра («дурной импульс»), он же ангел смерти, в целом действует в пределах своих обязанностей. Более того, как утверждает талмудическая агада, если бы не йецер ha-ра, «в мире не осталось [бы] ни одного свежего яйца» (Вавилонский Талмуд Йома 69а; Санхедрин 64а).

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.