next perv

А ты скажи в присутствии Господа



А ты скажи в присутствии Господа, Бога твоего: Странником-арамейцем был мой предок, и далее – во второй части церемонии земледелец вспоминает свое кочевое безземельное прошлое и пребывание в Египте. Опять происходит характерное для Второзакония смешение временных пластов, когда как слушатели Моше, так и поздние читатели отождествляют себя с теми, кто вышел из Египта. Более того однозначное подтверждение того, что тот же Бог, что вывел евреев из Египта, дал им землю и ее плоды, устраняет какую-либо возможность отклонения от единобожия (см. Tigay: 238). Известна теория Г. фон Рада (см., напр.,von Rad 1966: 158-159; 1984), согласно которой этот отрывок представляет собой ранний вариант так называемой «истории спасения» (Heilsgeschichte), содержащей краткое перечисление благодеяний Господа народу Израиля. Как заметил фон Рад, во всех вариантах этой истории, кроме самого позднего и развернутого (Нех 9: 6-31), не упоминается дарование Торы на Синае (cр. Нех 9: 13-14). Отсюда немецкий библеист сделал вывод, что соответствующая традиция (Sinaitradition) была включена в повествование на самом позднем этапе. Нетрудно заметить, что этот тезис фон Рада находится в русле протестантской теологии с ее принижением закона (Синая) и акцентом на «чистом даре» благодати. Комментарий (мидраш) на рассматриваемый отрывок представляет собой центральную часть текста Пасхальной Агады.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.