К народу рослому, с гладкой кожей
К народу рослому, с гладкой кожей – это определение в значительно большей степени подходит к эфиопам, чем к египтянам. Интересно, что наш пророк, в отличие от Иеремии (13: 23), ничего не говорит о цвете кожи эфиопов. По поводу того, в каких целях отправлялись посланники и о какого рода дипломатических усилиях идет речь, среди комментаторов не существует согласия – пророк, как ему и положено, довольствуется намеками, которые его современникам были намного понятнее, чем нам. Возможно, пророчество связано с участием Египта под властью эфиопской династии (фараон Тахарка/Тирхака) в коалиции, противостоявшей ассирийскому царю Синаххерибу при его осаде Иерусалима.
К народу рослому, с гладкой кожей – ср. Геродот об эфиопах: «самые рослые и красивые люди на свете» (3: 20); «…большинство эфиопов достигает 120‑летнего возраста, а некоторые живут даже еще дольше. Их пища – это вареное мясо и молоко. Соглядатаи дивились такому долголетию, и тогда царь провел их к источнику, от омовения в котором кожа их стала блестящей, словно это был источник елея» (3: 23); «люди там [в Эфиопии]очень высокого роста, красивые и самые долговечные» (3: 114).