next perv

И не только с вами заключаю я сегодня этот договор



И не только с вами заключаю я сегодня этот договор и и (закрепляю его) этой клятвой, но с теми, кто сегодня с нами (стоит) перед Господом, Богом нашим, и с теми, кого с нами сегодня нет – обычно этот стих понимается так, что договор заключается не только со слушателями Моше, но и со всеми последующими поколениями еврейского народа. Иначе говоря, речь идет о характерном для Второзакония “слиянии поколений” (ср. комментарий к 5: 3). Поздний читатель книги обнаруживает, что его “подписали” на договор с Богом без его ведома, за много столетий до его рождения. Известная проблематичность этой конструкции была замечена уже довольно давно. Отвечая на возможные недоумения, Йицхак Абраванель (1437 – 1508) говорил в этой связи о долгах, которые сын наследует отцу вместе с имуществом (цит. по Lеibowitz: 298-299 ). Также и древние ближневосточные договоры, как правило, распространялись на потомков. Однако, может быть, существует возможность отказаться от наследства, как это обычно предусмотрено в гражданском законодательстве? Оказывается, все не так просто. Нехама Лейбович (ibid.: 300-301) цитирует в этой связи пророка Йехезкеля (Иезекииля): “И что приходит вам на ум, совсем не сбудется. Вы говорите: будем, как (другие) народы, как племена(чужих) земель, служить дереву и камню. Жизнью клянусь, говорит Господь Бог: крепкой рукой,простертой мышцей и излиянием ярости буду царствовать над вами” (20: 32-33). Иначе говоря, не хотите по-хорошему – будет по-плохому…

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.