next perv

И говорил Господь Моше (стихи 1-18 )



И говорил Господь Моше, и далее – стихи 1-18 посвящены инцесту, то есть запрещенным связям между родственниками и свояками. Понятие инцеста представляет собой культурный конструкт – иными словами, каждая культура по-своему определяет, какие именно связи между родственниками и свояками считаются запретными, причем границы разрешенного и запрещенного меняются со временем. Тем не менее, классик современной антропологии Клод Леви-Стросс отмечал универсальный характер этой категории и даже считал наличие такого запрета определяющей чертой, отличающей человека от животных (Levi-Strauss: 12-28). Однако известно, что избегание инцеста существует и у некоторых видов животных, особенно у приматов. С другой стороны, в человеческих сообществах запреты подобного рода далеко не всегда выдерживаются строго, причем в современной западной культуре существует тенденция к их смягчению, если не полной отмене (движение за легализацию инцеста).

По поводу происхождения табу на инцест существует огромная литература. Рациональное толкование, согласно которому близкородственные браки повышают риск наследственных заболеваний, хотя и правильно с биологической точки зрения, не может объяснить, почему запрет так глубоко укоренен в человеческой культуре, и почему его нарушение вызывает такой сильный страх. Трудно поверить, что древнейшие люди занимались систематическим наблюдением за потомством различных пар, тем более, что детеныши животных и человеческие дети, рожденные от инцеста, часто оказываются здоровыми. Отмечался также эффект отсутствия полового влечения между мужчинами и женщинами, выросшими в одной семье, даже если они генетически не родственники (точно такой же эффект наблюдался в израильских киббуцах, где мальчики и девочки росли вместе в «домах детей»). Судя по всему, речь идет о фундаментальных оппозициях, существующих в любой культуре – оппозициях, определяющих границы семьи. Интересный материал на эту тему предоставляет сама Библия. К примеру, она принимает как нечто само собой разумеющееся женитьбу Авраама на Саре, которая является его сводной сестрой, Йаакова на Рахель и Лее, которые приходятся друг другу родными сестрами, связь Йеуды со своей невесткой Тамар, или тот факт, что связь другой Тамар, дочери Давида, с ее сводным братом Амноном осуждается как изнасилование, но не как инцест. Все перечисленные случаи запрещены в комментируемой главе. Тем не менее, совокупление Лота с его дочерьми, безусловно, подвергается осуждению именно в качестве инцеста (ср. этимологию названий Моав и Аммон в Быт 19: 37-38).

Американский исследователь  К. Кармайкл (Carmichael 1996, 1997) выдвинул интересную гипотезу, объясняющую странную и не до конца понятную последовательность запретов в Лев 18-20. Согласно Кармайклу, рассказы из повествовательных книг Библии и библейские законы тесно переплетены, и практически каждый запрет можно сопоставить с какой-либо историей, рассказанной в Библии. Иными словами, библейский текст не просто соединяет повествование и закон, что само по себе уникально для древнего Ближнего Востока, если не для всей мировой литературы, а представляет собой самый настоящий их сплав, где законы «выводятся» из библейских историй. В нашем анализе мы иногда будем ссылаться на выводы Кармайкла, которые, безусловно, нельзя считать бесспорными.

 

Вы находитесь на старой версии сайта, которая больше не обновляется. Основные разделы и часть материалов переехали на dadada.live.