next perv

Увидишь солнце, луну и звезды…



Увидишь солнце, луну и звезды, все небесное воинство и отступишься, и поклонишься им, и далее – с культом светил было в известном смысле труднее бороться, чем с поклонением изображениям, которые изготовляет человек, потому что светила «существуют реально» – достаточно взглянуть на небо, чтобы их увидеть (Craigie: 137, n. 15). Поклонение светилам было широко распространено на древнем Ближнем Востоке. Лунными божествами были египетский Тот  и ассиро-вавилонский Син (Суэн), солнечными божествами – египетские Ра и Атон, а также ассиро-вавилонский Шамаш. Ассиро-вавилонскаяская богиня Иштар отождествлялась с планетой Венерой. В религии Угарита лунным божеством был Ярах, солнечным божеством Шапаш, а планету Венеру представляла Аштарта, однако являются ли астральные божества Угарита собственно ханаанейскими, или представляют месопотамское влияние, остается спорным (ср. Cooley 2011 и Cooley 2012, Keel and Uehlinger). Также можно предположить, что к моменту создания текста древние израильтяне уже соприкоснулись с ассирийским культом «небесного воинства» и что настоящий запрет во Второзаконии отражает попытку противостояния ассирийскому культурному влиянию (ср. также об астральных культах в период царя Менашше II в 2 Цар 21:3; 23:5), однако не исключено что речь идет и о внутренней ханаанейской полемике (см. Crouch 2012).Согласно мнению большинства ученых, даже если месопотамские астральные культы и были известны в древнем Израиле, знакомство с астрологией вряд ли получило распространение в допленную эпоху. Об отношении к астрологии в в иудаизме на более поздних этапах см. Dobin.

Небесное воинство – ср. Быт 2: 1 и комментарий к этому стиху. В других контекстах это выражение может обозначать свиту небесных помощников Бога (1 Цар 22: 19; 2 Хр 18: 18).


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение