next perv

Ослицы



Ослицы – рассказ о поисках пропавших ослиц Киша содержит ряд неясностей. Во-первых, сами ослицы почему-то с самого начала упоминаются с определенным артиклем (hа-атонот, т. е. какие-то уже известные ослицы. Чем они были известны? – 9: 3). Далее, хотя Шауль происходит из колена Биньямина, поиск он почему-то начинает с гор Эфрайима и лишь намного позже переходит в землю Биньямина – 9: 4 (заметим, кстати, что ослы, как правило, не уходят далеко – Stoebe: 363). Наконец, что значит сам мотив потери ослиц, и есть ли у него какие-то мифологические аспекты? В почти полувековой давности работе видного чешского библеиста Милоша Бича (Bič) предлагается реконструкция ханаанского ритуала поиска пропавшего божества, который будто бы отображен в нашем рассказе. Эта интерпретация, однако, представляется не слишком убедительной и была предложена во времена, когда в древних (в том числе, библейских) текстах любили искать следы позабытых ритуалов. (Обсуждение статьи Бича см. у Stoebe). Отметим при этом, что начало рассказа о пропавших ослицах и найденном царстве, видимо, носило первоначально независимый характер – в частности, Шемуэль в нем выступает как какой-то «провидец» местного значения, неизвестный Шаулю, но известный его слуге, тогда как, судя по контексту, к тому времени это был признанный национальный лидер, которого мы вновь встречаем, начиная со стиха 14; в стихе 6 Шемуэль постоянный житель города, а в стихе 12 он приходит туда на короткое время по случаю жертвоприношения, и нужно поспешить, пока он опять не ушел. Впрочем, в стихе 18 Шауль опять интересуется «домом провидца», т. е., воспринимает его как местного жителя; здесь возможно гармонизирующее толкование, согласно которому Шемуэль в своем городе долго не задерживался – ср. 7: 16-17 (Birch: 56 и цитируемая там литература, а также Stoebe: 363-364).


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение