next perv

Нечиста



Нечиста – вопрос о том, почему женщина при месячных и родах объявляется нечистой, занимал многих исследователей. Речь идет о законах, не являющихся чем-то специфически еврейским, но существующих во многих архаических культурах – в Египте, в Междуречье, в Древней Греции, в Индии, у хеттов и др. (см. подробнее Milgrom: 764-765). Нечистоту роженицы Levine (249-250) объясняет тем, что роды и время после них являются чем-то опасным, временем, когда могут погибнуть и роженица, и ее ребенок. В текстах, принадлежащих к культурам окружающих народов, содержится немало указаний на то, что новорожденный и его мать были привлекательной добычей для разного рода бесов и ведьм. Естественно, незримое присутствие таких существ чистоты роженице не прибавляет. Здесь остается, однако, необъясненным, почему женщина нечиста во время менструаций, и почему время нечистоты при рождении девочки в два раза больше, чем при рождении мальчика (12: 5). Неясно также, почему нечистота не связана с кровью при обрезании, которая, наоборот, воспринимается позитивно (Eilberg-Schwartz: 179). Вспомним также, что кровь считается вместилищем жизни и относится к самому ценному из того, что приносят Богу в жертву. По мнению процитированного автора, речь идет о крови, связанной со специфическими ситуациями, которые встречаются только в жизни женщины. Это не просто кровь, а специфическая «женская» кровь. Известно, что женщина в патриархальном обществе, каким было общество древнего Израиля, воспринимается как нечто опасное, тесно связанное с рождением и смертью одновременно (ср., напр., историю «умертвляющей женщины» Тамар в Быт 38). Кроме того, женщина обладает двойственной идентичностью – она приходит в семью извне и принадлежит одновременно своей генетической семье и той семье, в которую она выходит замуж. Иными словами, женщина в каком-то смысле неконтролируемое начало, угрожающее порядку, который символизируется чистотой. С другой стороны, менструальная кровь и кровь при родах относятся к числу жидкостей, выделение которых невозможно контролировать (Eilberg-Schwartz: 186-189). В отличие от этого, слезы, слюна, молоко и т.д. относятся к числу жидкостей, выделение которых контролировать можно, и потому они не оскверняют и не воспринимаются как нарушающие цельность тела, которая ассоциируется с цельностью и порядком в обществе, т. е. с чистотой (о связи нечистоты и нарушении цельности тела см. Douglas 1966: 188). Страх перед женщиной в период месячных присущ многим культурам. Вот пример из Талмуда: «Если женщина в начале месячных проходит между двумя мужчинами, она убивает одного из них, если в конце месячных – она вызывает у них ссору» (Вавилонский Талмуд, Песахим 111а).


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение