next perv

Нельзя казнить отцов за (прегрешения) сыновей



Нельзя казнить отцов за (прегрешения) сыновей и сыновей за (прегрешения) отцов, каждый пусть умирает за свой грех – Этот принцип в основном соблюдался уже в древних ближневосточных сводах законов. Исключение представляет собой следующий закон в Кодексе Хаммурапи: «Если строитель построил человеку дом и  свою  работу сделал  непрочно,  а  дом,  который  он  построил,  рухнул (…) Если он убил сына  хозяина,  то  должны  убить  сына этого строителя» (§§ 229-230). Пример использования этого принципа во времена израильской монархии находим в 2 Цар 14: 5-6: «Когда утвердилось царство в руках его [Амации], тогда он умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: ‘не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью’» (Синодальный Перевод; ср. аналогичный отрывок в 2 Хр 25: 3-4).

На первый взгляд, возникает противоречие между принципом «нельзя казнить отцов за (прегрешения) сыновей и сыновей за (прегрешения) отцов, каждый пусть умирает за свой грех» и тем, что сказано в Десяти Заповедях: «я Господь, Бог твой, бог ревнивый, спрашивающий за грехи отцов с детей до третьего и четвертого поколения» (Исх 20: 5; ср. Втор 5: 9 и комментарий там). Довольно очевидный ответ, представленный в ряде еврейских комментариев (Ибн Эзра, Рашбам, Ибн Каспи) состоит в том, что божественное наказание не подчиняется тем же законам, что человеческое (как отмечали Ральбаг в 14 веке и Шмуэль-Давид Луццато в 19 веке, божественное наказание детей может иметь «естественный» вид – например, сын преступника тоже становится преступником). Другое понимание (см., например, Вавилонский Талмуд Санхедрин 27б): сыновей нельзя казнить по свидетельству отцов и отцов по свидетельству сыновей (см. подробнее Leibowitz: 236-241).


ОТПРАВИТЬ
Ваш комментарий отправлен оператору сайта снижение